ПОХВАЛА БОГОРОДИЦЕ

0

5 вопросов о Субботе Акафиста

Акафисты всегда были любимы православным народом: они исполнялись на молебнах, пелись на крестных ходах, читались дома. Но есть один особенный, хронологически самый первый Акафист, который исполняется один раз в году на пятой неделе Великого поста. В этом году мы будем слушать его 15 апреля.

  1. Почему богослужение называется Субботой акафиста, хотя сам акафист читается в пятницу вечером?

Богослужения суточного круга совершаются Православной Церковью на протяжении суток: Вечерня, Повечерие, Полунощница, Утреня, Первый час, Третий час, Шестой час, Девятый час и Божественная литургия.

В полной мере суточный круг соблюдается в монастырях. Великопостное богослужение имеет свои особенности: Вечерня пятницы совершается в этот день утром вместе с Литургией преждеосвященных Даров, а вечером накануне служится Утреня субботы, на которой и читается Акафист.

  1. Как исполняется Акафист на богослужении?

Утреня субботы Акафиста – единственная в своем роде.

После 16-й кафизмы духовенство под пение кондака «Взбранной воеводе…» исходит на середину храма, совершается полное каждение и читается Акафист с первого икоса по четвертый кондак. Далее звучат особые песнопения – «Непорочны» и произносится ектения, хор снова поет первый кондак, а духовенство посреди храма читает следующие четыре кондака и икоса с четвертого по седьмой. Затем начинается канон. По его третьей песне и ектении под пение кондака «Взбранной воеводе…» духовенство продолжает чтение с седьмого икоса до десятого кондака. По шестой песне канона снова совершается каждение всего храма и читается заключительная часть Акафиста. Таким образом, чтение Акафиста завершается в том месте богослужения, где традиционно читается кондак праздника после шестой песни канона.

  1. Как написан Акафист?

Вероятнее всего, Акафист в составе 24 примерно одинаковых строф (без «Взбранной воеводе…») изначально возник как кондак на праздник Благовещения, причем припевом для всех строф мог служить возглас «Аллилуиа». Основная тема песнопения – прославление Боговоплощения, вследствие чего в тексте древнейшей части преобладает обращение ко Христу. Также существенное внимание уделяется и Богоматери как непосредственной участнице события. Со временем в текст, через одну строфу, были вставлены херетизмы; при этом содержащие их строфы в наших богослужебных книгах стали называться икосами, а краткие строфы – кондаками. В результате добавления херетизмов тематический акцент в песнопении в целом сместился в сторону прославления Богоматери, так что сам Акафист ныне воспринимается в первую очередь как Богородичное песнопение.

  1. Почему иногда можно улышать, что Суббота Акафиста – «второе Благовещение»?

Разные Уставы определяют особые дни для Акафиста: 23 марта (Студийско-Алексиевский Типикон), вторник 6-й седмицы (Триодь из лавры свт. Афанасия) или за пять дней до Благовещения (итальянская версия Студийского Устава). Однако уже в X–XII вв. наиболее популярным становится выбор 5-й субботы Великого поста в качестве дня службы Акафиста, что зафиксировано во многих греческих и славянских Триодях (после XII в.). Торжество Иерусалимского устава, большинство рукописей которого относит пение Акафиста именно к субботе 5-й седмицы, послужило окончательному закреплению праздника Похвалы Пресвятой Богородицы за указанным днем. Но до сих пор пение многих Благовещенских песнопений в субботу 5-й седмицы Великого поста напоминает нам о древней связи этих двух празднований. Даже можно сказать, что событие Благовещения мы литургически вспоминаем дважды в году: в день самого праздника, т.е. 25 марта (ст. ст.), и в Субботу Акафиста.

  1. Когда и кем был написан акафист?

Трудно указать точные хронологические рамки как возникновения древнейшей части Акафиста, так и добавления в него херетизмов. Среди современных исследователей наибольшую популярность имеет следующая точка зрения: основа Акафиста составлена преп. Романом Сладкопевцем (1-я половина VI в.), а херетизмы добавлены Патриархом Сергием в 620-е годы.

Диакон Сергий Правдолюбов 

В день Похвалы («в похвальскую субботу») святой благоверный князь Александр Невский одержал победу над немецкими рыцарями в Ледовом побоище в 1242 г.

akafest02

СОДЕРЖАНИЕ АКАФИСТА 

 «В первой его половине последовательно по Евангелию воспеваются все события от Благовещения до рождения Христа: в частности, в 1–4 строфах воспевается Благовещение, в 5-й – посещение Девой Марией Елизаветы, в 6-й – сомнение Иосифа, в 7–10 – Рождество Христово, поклонение пастырей и волхвов, в 11-й – бегство в Египет, в 12-й – Сретение. В дальнейших 12 строфах воспевается догматическая высота факта Боговоплощения».

И.А. Карабинов, проф. Санкт-Петербургской
Духовной академии и семинарии, из книги «Постная Триодь»

«Херетизмы» – воззвания, начинающиеся словом «радуйся» – χαίρε (греч.)

КОГДА ОБЕДАЛИ ЮРИЙ ДОЛГОРУКИЙ СО СВЯТОСЛАВОМ

В нашем городе в честь праздника Похвалы Пресвятой Богородицы были возведены два храма. Первый сохранился, но сейчас не действует: это одна из домовых церквей Потешного дворца в Московском Кремле, сооруженная между 1651 и 1679 гг. Второй стоял на Волхонке, на Алексеевском холме близ храма Христа Спасителя. Он разделил участь собора и был разрушен большевиками в 1932 г.

akafest01
К счастью, в Зябликове на месте будущего храма в честь Похвалы Пресвятой Богородицы (Патриаршего подворья) уже действует временная церковь. Адрес: Ореховый пр., напротив вл. 41. Тел.: 8 (963) 772-78-55, веб-сайт: hram-pohvala.cerkov.ru, эл. почта pohvala2012@yandex.ru
Первое сохранившееся упоминание о нашем городе за 95 лет до Ледового побоища, если верить Ипатьевской летописи, также связано с этим праздником: «И прислав Гюрги и рече: «Приди ко мне, брате, в Москову». Святослав же еха к нему с детятем своим Олгом, в мале дружине, пойма с собою Володимера Святославовича; Олег же еха наперед к Гюргеви, и да ему пардус (барса). И приеха по нем отець его Святослав, и тако любезно целовастася, в день пяток, на Похвалу святей Богородици, и тако быша весели».

Николай Георгиев 

Поделиться

Комментирование закрыто