ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ

0

31 марта 2018 года отметил свой 80-летний юбилей заслуженный профессор Московской духовной академии, известный русский богослов, педагог и публицист Алексей Ильич ОСИПОВ. Многая лета!

Читатели «Православной Москвы», к счастью, часто имеют возможность видеть Алексея Ильича на страницах нашей газеты и знакомиться с мнением профессора по самым разным вопросам. Вот только некоторые из них: 

Всегда ли верующим следует поддерживать властей предержащих?

А.И. Осипов: В первые века никто из мучеников не выступал против государственной власти, но все они твердо стояли за исповедание веры. Потому что были убеждены: нет правителя, который получил бы эту власть сам, а не по Промыслу Божиему. Когда к власти приходят нехристи, первым делом сам народ должен задуматься: каковы же мы, если удостоились такой власти? Каков уровень нашей духовной жизни – личной и церковной в целом? По грехам нашим, по безобразному поведению получили мы эту власть!

Если доступны легитимные возможности противостоять такой власти, их нужно использовать. Пытаться по-христиански сделать то, что можем! Если же не выходит, – значит, достойное по делам нашим получаем, и не нужно устраивать порождающих насилие и кровопролитие революций.


По-прежнему ли актуальны апостольские правила и постановления Соборов?

А.И. Осипов: Каноны следует применять сообразно с изменяющимися условиями жизни. Ведь все эти правила увидели свет в Византийской империи, где Православие считалось государственной религией, а церковные каноны имели статус обязательных законов. За некоторые их нарушения тогда отлучали от Причастия на 25 лет. Сейчас такой подход неверен: это может увести из Церкви очень многих людей.


Какое место в Поместных Церквах должны занимать национальные традиции?

А.И. Осипов: Если говорить о религиозной стороне, как мы помним, в Ветхом Завете только евреи были избранным народом – то есть теми, кому было дано откровение о пришествии Мессии и которые в силу этого откровения должны были показывать пример всем другим народам. С пришествием Христа больше нет этнической избранности. Можно говорить об избрании не по крови или плоти, а по духу, то есть по степени духовной устремленности, искания Бога, стремления к святости, к чистоте.

Но при этом должны ­сохраняться культурные особенности, отличительные черты каждого народа. То есть, исповедуя Православие, следует сохранять свою культуру, беречь свою идентичность и ни в коем случае не растворяться в глобальной единой всечеловеческой культуре.


Церковный этикет – лишь дань традиции или нечто большее?

А.И. Осипов: Правила поведения в церкви обусловлены тем, что, если человек ведет себя некультурно, некорректно, неблагоговейно, он теряет все, ради чего приходит в храм. Ведь храм – это место, где человек должен помолиться, предстать перед Богом, посмотреть на свою жизнь, покаяться.


Что делать верующему человеку  во время долгого богослужения?

А.И. Осипов: По своей природе внимание человека не может быть долго сосредоточено. Попробуйте прочитать «Отче наш» без рассеянности – и увидите: несколько раз отвлечетесь. Но во время длинного богослужения каждый человек хотя бы время от времени может привлекать свое внимание на молитву. Почему это важно? Во-первых, он все-таки несколько раз сосредоточенно помолится, и Господь его услышит. Во-вторых, постоянная концентрация внимания на молитве тренирует ум, сердце и душу. Поэтому длинные службы оказываются самой благоприятной атмо­сферой для общения с Богом.

Поделиться

Комментирование закрыто