ПРАВО НА ОБОЖЕНИЕ

0

Сравнительно недавно средства массовой информации взорвались новостью: Патриарх Кирилл, Русская Православная Церковь выступают против защиты прав человека и называют правозащиту новой ересью, изобретением Запада

Любой может прочитать первоисточник – проповедь Святейшего Патриарха, где нет ничего против того, что у человеческой личности могут быть неотъемлемые права. Более того, в интернете легко найти концепцию Русской Православной Церкви в этой области, это весьма серьезный документ, который выбивает у критиков почву из-под ног. Церковь отнюдь не игнорирует правозащитную тематику.

К сожалению, правозащита обычно сводится к реакции на вопиющие инциденты, является деятельностью юридической, общественной. Это нужно, но этого недостаточно, потому что лишено мировоззренческой основы. «Права человека» сегодня нередко используются для дел сомнительных: под предлогом их защиты насаждаются совершенно чуждые не только христианству, но и традициям любой религии идеи. О нарушении своих прав более всего говорят представители ЛГБТ-сообществ, а не люди, реально вынужденные защищать свою жизнь, своих детей, свои дома и землю. Здесь следовало бы разобраться по существу.

Поэтому те, кто на практике занимается защитой прав человека, в свое время с воодушевлением принимали участие в обсуждении идей церковного правозащитного документа, который разрабатывался по инициативе Святейшего Патриарха Кирилла, в то время митрополита Смоленского и Калининградского.

Недавняя его проповедь продолжает выработанную тогда линию. Права человека не могут существовать сами по себе, они коренятся в природе человека. Человек есть образ и подобие Божие. В этом – основа его достоинства. Без признания божественного происхожения человеческой личности правозащитный пафос значительно блекнет, приобретая к тому же радужные оттенки.

Святитель Афанасий Великий сказал некогда: «Бог стал человеком для того чтобы человек стал Богом». Традиционное учение Православной Церкви состоит в том, что Господь Иисус Христос снизошел на землю в человеческом облике, чтобы возвести человека на Небо. Термин «обожение» никак не может относиться к материалу недостойному, а этот термин традиционен для православного богословия. Люди, которые потрудились изучить историю вопроса, никогда не станут говорить, что Церковь принижает достоинство человека.

Одним словом, критики Церкви, как это часто бывает, попали «в молоко», в свои фантазмы и измышления. Православие всегда стояло и будет стоять на защите достоинства человеческой личности. И об этом не случайно напомнил Святейший Патриарх в начале Великого поста.  Молитвой, доброделанием, терпением, целомудрием и любовью мы продолжаем подвизаться в это святое время для того  чтобы взойти на Небеса.

Прот. Михаил Дудко

Поделиться

Комментирование закрыто