ПРАЗДНИК – УДИВЛЕНИЕ

0

Введение к Введению во храм Пресвятой Богородицы

О событиях праздника Введения во храм мы не прочитаем в Священном Писании. Память о нем хранит предание, записанное отцами Церкви.

В наш прагматичный век принято все отдавать на откуп науке. Западные ученые-библеисты, а вслед за ними и некоторые отечественные, исследуя события праздника, недоумевают: как маленькая девочка была введена во Святая Святых, куда мог входить только ветхозаветный первосвященник, и то раз в год?! В этом вопросе ученые не одиноки. В запеве на 9-й песни канона праздника мы слышим: «ангелы, вхождение Пречистой видевшие, удивились, как Дева вошла во Святая Святых». То есть это стало удивительным не только для ученых мужей последующих времен, но и для ангелов. Но человеческий разум пошел дальше удивления: он начал придумывать, как это могло быть в деталях, дабы и закон соблюсти, и праздник не отринуть.

Мы, вслед за ангелами, тоже удивимся и попробуем понять, почему Дева входит во Святая Святых. Как мы знаем из Священного Писания, Святая Святых – особое место в храме для хранения ковчега завета, в котором, в свою очередь, находились: сосуд манны, питавшей народ израильский по исходе из Египта; процветший жезл Ааронов; Скрижали Завета, полученные Моисеем на горе Синай. То есть в ковчеге завета – все самое святое для иудеев. Сам же он служит прообразом Богоматери, из которой произойдет Дарователь Нового завета, питатель людей пищей не земной, а животворящей в жизнь вечную, первосвященник уже не по чину Ааронову, а по чину Мелхиседекову – Христос, сын Божий, избавитель мира и Исполнитель завета: «Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей. Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Евр.7, 16-17).

Было бы странно, если бы живой и долгожданный в народе израильском ковчег завета – Пресвятая Богородица, вошедши в храм, была приведена в какое-то другое место.

Более емко об этом сказано в задостойнике праздника: «Пусть одушевленного Божия Ковчега отнюдь не касается рука непосвященных, но уста верных не умолкая, воспевая возглас ангела, в радости Богородице да взывают: “Истинно выше всех Ты, Дева чистая!”» (перевод на рус. яз.)

ХИТОН ХРИСТОВ, ТКАННЫЙ БЕЗ ШВОВ, ТАК ЧТО И РИМСКИЕ СОЛДАТЫ НЕ СТАЛИ ЕГО РАЗРЫВАТЬ, СОТКАЛА ПРЕЧИСТАЯ БОГОРОДИЦА МАРИЯ

О пребывании Пречистой Девы в ветхозаветном храме говорил блаженный Иероним Стридонский: «Если бы кто спросил меня: как проводила время юности Пресвятая Дева, я бы ответил ему: то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Ее». Преподобный Григорий Никомидийский уточняет: «Она пребывала в общении с ангелами. Это и Захария узнал; ибо когда он, по обычаю священническому, был в алтаре, то увидел, что кто-то необычайного вида беседует с Девою и подает Ей пищу. Это был явившийся ангел; и удивился Захария, размышляя в себе: что это за новое и необычайное явление?».

Добавим лишь, что Пресвятая Дева обучалась различным рукоделиям, и драгоценный хитон Христов, который был весь тканный без швов, так что и римские солдаты не стали его разрывать, а бросили о нем жребий, соткала Ему Пречистая Матерь Богородица Мария.

Говоря о более приземленных обычаях, праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы – праздник детский. Здесь Дева Мария, еще совсем маленькая трехлетняя девочка, и сопровождают ее поющие священные гимны девы постарше со свечами. Воистину странно получается, непривычно для нас: праздник – не иллюстрация вседозволенности, а повод объяснить, что такое – благоговейное поведение в храме.

И прислушаемся к песнопениям на всенощном бдении в этот день. На катавасии уже слышны рождественские ирмосы: «Христос раждается, славите…». Знак для всех верующих и чающих утешения: Дева входит во Святая Святых – значит, скоро Рождество Господа и Бога нашего Иисуса Христа.

Священник Сергий Правдолюбов

Поделиться

Комментирование закрыто