ПРЕПОДОБНЫЙ АНДРЕЙ РУБЛЁВ: ПРИБЛИЖЕНИЕ К НЕПОСТИЖИМОМУ…

0

Сведений о жизни преп. Андрея Рублёва (канонизация состоялась в 1988 г.) сохранилось мало. В 1405 г. работал в Москве, участвовал в росписи Благовещенского Собора Московского Кремля совместно с Феофаном Греком и старцем Прохором с Городца. В летописи Рублёв именуется «чернецом», где и когда он принял постриг — неизвестно. Однако несомненна его тесная связь с духовным подвижничеством преп. Сергия Радонежского. Именно в похвалу преп. Сергию позднее, после 1410 г., Рублёв создаёт икону «Троица».

Андрей Рублёв расписывает Спасский собор Андроникова монастыря (миниатюра конца XVI в.)

Андрей Рублёв расписывает Спасский собор Андроникова монастыря (миниатюра конца XVI в.)

В 1408 г. вместе с Даниилом Чёрным расписывал Владимирский Успенский собор. В 1420-гг. совместно с другими участвовал в украшении Троицкого собора, был иноком Троицкого монастыря, затем Спасо-Андроникова, где и скончался около 1427 г. или 1430 г. От Рублёва не сохранилось ни одной подписанной иконы. Датировка произведений относительна. Очевидно, после 1408 г. был написан полуфигурный деисусный чин, прозванный «звенигородским». Сохранились три иконы — Спасителя, Архангела Михаила и апостола Павла.

Икона Спаситель (прп. Андрей Рублёв)

Все три обретены были в сарае близ Успенского собора на Городке, что в Звенигороде, в 1918 г. и входили в состав чина, который включал в себя предположительно иконы Богоматери, Иоанна Предтечи, архангела Гавриила и апостола Петра. Все сохранившиеся три иконы удивительны. Деисус — моление за род человеческий. Большие доски. Крупные полуфигуры, размером более натуральной величины. ЛикСпасителя уменьшен, отнесён чуть вглубь в сравнении с архангелом Михаилом и апостолом Павлом. Спаситель… Красочный слой сохранился хуже, чем на других иконах, но то, что время сохранило, достойно изумления! Слова замирают, растворяются в безмолвии бесконечного покоя. Времени нет тоже, оно тоже замирает, уходит, стирается; суетность забот грешного мира, плотских желаний, сомнений, тревог — отрезана. Осталось одно Время, которое было и будет всегда — время молитвенного предстояния, постоянного, непрерывного из века в век, нескончаемого, радостного, чудного…

Отречение от земного, здешнего рождает у молящегося размышление или, лучше сказать, длительное созерцание (по вере и по милости Божией) Жизни Будущего Века, постижение сокровенных, сокрытых тайн бытия. Светлеет душа, умиротворяется, очищается сердце; изменяется весь человек, уже другой человек «…сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа» (I Пет. 3, 4). Взгляд… Прямо на зрителя. Ведение бездонных, потаённых глубин человеческой жизни. Внимательный, проникновенный, понимающий, взыскующий, прощающий, долготерпеливый. Пропорции лица согласованы покоем. Мера во всём: прямой тонкий нос, небольшой рот, слегка удлинённый овал лица, стройная сильная высокая шея, покатая шапка густых русых волос.

Линии рисунка текут, круглятся; образующиеся пятна цветов в непостижимой асимметрии втекают, в(с)плавливаются друг в друга, золотые фоны утрачены, но предполагаются на деревянной доске. Краски нежны, прозрачны, синий цвет одежды удивительно мягок. Весь облик источает любовь. Красота внутренняя и внешняя. Византийской суровости нет. Лик полон величия, ясности, строгости, внутренней чистоты, ощущения постоянства покоя, остойчивости всегдашней, непреходящей любви. «Бог есть любовь…» (I Ин. 4, 16). Рублёв погружает или соотносит нас с Первообразом настолько, насколько это, наверное, возможно грешному смертному человеку, иконописцу, монаху… Келья, липовые доски, левкас, кисти, запах свежей краски… и ежедневное тихое глубокое молитвенное смирение живописует свою любовь ко Господу, удивительно созвучную на протяжении последующих шести веков и нашей любви к Спасителю, как молящихся, так и не молящихся.

Андрей Рублев Апостол Павел из деисусного чина [1410-1420]

Андрей Рублев
Апостол Павел из деисусного чина [1410-1420]

«Но кто любит Бога, тому дано знание от Него» (I Кор. 8, 3). Рублёв достигает полноты. Это наш Дом. Дом, в который легко приходить, в котором легко дышится. Дом, из которого вышли после грехопадения. Дом, куда нельзя не вернуться, не прийти, не припасть в поиске спасения. Дом, двери которого открыты каждому приходящему, ибо «Господь всегда верен, мы не верны». Рублёв тайнозритель. Внутреннее соединение, «сраcтворение с любовию Божией» создают удивительный образ, и мы вместе с иконописцем смиряемся перед красотой Неземного Непостижимого Тайного. И каждому открывается своё, по мере.

Рублёв дерзновенно приоткрывает завесу, провидит мир горний, дальний… Тепло перед иконой. Каждой клеточкой своего создания, своей плоти ощущаем теплоту Божественной любви, теплоту Святых (и страшных) Христовых Тайн. Свет исходящий. Свет Преображения Господня незримо присутствует, истекает, угадывается; нетварный, присносущный — утверждается или даже документируется в эпоху недавних неостывших споров о природе Фаворского Света, в подтверждение слов Григория Паламы. И ты, тварный, достигаешь по вере и по милости Божией (не по своему разумению, хотению, желанию)… даров духовных.

Пространство Рублёва — наполненная всеобъемлющая сфера, не круг, не плоскость. И в этом — отличие Рублёва от Феофана Грека или Дионисия. Если у Феофана пространство все-таки в плоскости: резкое, грозное, порывистое, византийски-суровое, пространство грозного Судии; если у Дионисия пространство вибрирует в плоскости долгих удивительно чистых протяжных тел; то пространство Рублёва — расширяющееся пространство от некоей извечной точки, от начала мира, от сотворения, и — во все пределы; покрывающее и объемлющее всё сущее во все времена и на все времена. Пространство Рублёва обнажено, опрощено, — голое пространство без ложного стыда, то пространство, в котором жил человек до грехопадения…

Архангел Михаил. Из Деисусного чина ("Звенигородский") Начало XV века (1410-е) Дерево, темпера 158 х 108

Архангел Михаил. Из Деисусного чина («Звенигородский»)
Начало XV века (1410-е)
Дерево, темпера
158 х 108

Аскетизм, внешняя простота живописи, молчание нездешней жизни. Рублёв во внутренней духовной свободе раскрывает канон, преобразует, творчески его развивает и… уходит в бесконечность, овеществляя, о(прео)существляя извечное в зримых образах. Тайна… Постичь (не дерзко ли!) — по мере духовного возрастания. Спаси нас, Господь!

Борис Швырев

Мы очень просим вас поддержать работу сайта газеты «Православная Москва». Пожертвование можно перевести на карту Сбербанка: 4274 3200 3865 4060
Поделиться

Комментирование закрыто