ПРИГЛЯДИМСЯ К ВСАДНИКУ

0

В свет выходит новая книга Юрия Воробьевского «Царь-змееборец». Предлагаем вашему вниманию отрывок из нее.

zz2tmmcsf0o

Напомним, что по свидетельству историка Евсевия, при входе во дворец Константина Великого всякого встречала картина: всадник-царь, над его головой знамя спасения – лабарум, а под ногами – падающий в бездну дракон. Евсевий поясняет: «Под видом дракона надобно разуметь враждебного и неприязненного зверя через тиранию безбожников преследовавшего Церковь Божию»…  (В 328 году Константин превратил город Византий, которому покровительствовала кровавая Геката, в Константинополь. Среди первых капищ, которые были разорены императором, были именно святилища змея-Асклепия – в Эгисе и на Сицилии). Следует добавить: одно из названий знаменосцев Константина, которые несли лабарум, – драконарий. Крест попирает дракона – вот в чем суть этого знака. И на Руси тот факт, «что царь-властитель есть змееборец – был известен всякому, поскольку с конца XV века изображение всадника, поборающего дракона, утвердилось на великокняжеских печатях и затем перешло на царский герб. Если в домосковский период святые змееборцы помещались на печатях князей, носивших имя святого змееборца – Федора, Георгия и пр., то теперь появление этой эмблемы не зависело от имени владельца печати. Специалисты подчеркивают, что всадник, изображенный на царском гербе без нимба – это уже вовсе не какой-нибудь конкретный святой, а сам русский царь-змееборец. Только с XVIII века (как будто в ожидании периода женских царствований – Ю.В.) всадник стал пониматься как Георгий…».

В Московском княжестве образ пешего змееборца впервые встречается на монете князя Ивана II Красного (1353–59 гг.). На печати сына Дмитрия Донского Василия Дмитриевича изображен всадник с копьем, направленным вниз, в то место, где должен быть змей.Промыслительно: эта эмблема приобретает вид, близкий к тому, что позднее утвердился в качестве московского герба, при князьях, которых смело можно причислить к змееборцам. Во-первых, это Василий Васильевич Темный, при котором был побежден соблазн Флорентийской унии. И, во-вторых, окончательное утверждение всадника-змееборца как герба Московского княжества произошло при Иване III (княжил с 1462 по 1505 гг.). Понимаете, что это за время?! Не только завершение объединения основной части русских земель вокруг Москвы, но и первые победы над ползучей ересью жидовствующих. Современники считали всадника с копьем изображением князя. Известна цитата из летописи: «При великом князе Василье Ивановиче бысть знамя на деньгах: князь великий на коне, а имея меч в руце и оттоле произваша деньги копейныя»…

1033211Первым из русских назвал всадника на московском гербе святым Георгием Петр I. Сохранилась его собственноручная записка, относящаяся предположительно к 1710-м годам: «Сей герб (зачеркнуто) Сие имеет свое начало оттуду, когда Владимир монарх российский свою империю разделил 12 сынам своим, из которых Владимирские князи возымели себе герб с. Егория, но потом ц. Иван Вас., когда монархию, от деда его собранную, паки утвердил и короновался, когда орла за герб империи российской принял, а княжеский герб в груди оного поставил». Однако, в течение всего царствования Петра I на московском гербе продолжали изображать светского всадника в кафтане с короной или шляпой на голове. Во многих случаях всадник имел портретное сходство с Петром I.

В мае 1729 года в военную коллегию были представлены и удостоились высочайшего утверждения гербы на знамена полков, размещенных по разным городам России. Первым в списке утвержденных был государственный герб. Часть его описания посвящена московскому гербу: «…в середине того орла Георгий на коне белом, побеждающий змия, епанча и копье желтые, венец желтый же, змий черный, поле кругом белое, а в середине красно». С этого момента и вплоть до начала XX века всадник на московском гербе официально именуется святым Георгием.

На стенах Благовещенского собора Московского Кремля есть фреска, изображающая эсхатологический поединок св. пророка и змееборца Илии с апокалиптическим зверем. На заднем плане – пещера, в проеме которой скрывается небольшая группа людей, составляющих, как можно думать, апокалиптический «стан святых и град возлюбленный» (Откр. 20, 8), объявивший антихристу последнюю войну. Среди них один – в царском венце. Бог даст, из мрака потаенности он явится как молния, пронзающее черное небо с Востока на Запад.


Справка: Юрий Воробьевский

Православный журналист, родился в Куйбышеве. Окончил Ленинградский государственный университет. В журналистике с 1978. Более 10 лет работал в Телеграфном агентстве Советского Союза.

С 1991 – на первом канале телевидения. Возглавлял творческое объединение журналистских расследований «Черный ящик», которое выпускало одноименную передачу. Воробьевский стоял у истоков создания журнала «Русский Дом». С 1997 заместитель главного редактора журнала и шеф-редактор тематических программ телекомпании «Москва».

Большое внимание привлекли работы, ставшие результатом нескольких паломничеств Воробьевского на Афон и по византийским древностям на территории современной Турции. Член Попечительского Совета Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря. В 2001 им снят полнометражный фильм о восстановлении Богородичной Канавки.

Поделиться

Комментирование закрыто