ПРОСВЕТЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ

0

Диакон Кирилл Марковский: «Нигде Бог не близок так, как в колонии для пожизненно заключенных»

Клирик Никольского храма в Бирюлеве диакон Кирилл Марковский создал на приходе группу милосердия, занимающуюся духовной поддержкой приговоренных к пожизненному сроку. Сам отец Кирилл 13 лет переписывается с пожизненниками, а последние три года посещает их. По его словам, те немногие приговоренные, которые обрели в своем заключении Бога – единственный проблеск света в этих страшных колониях.

– Отец Кирилл, с чего началось ваше послушание?
– Я учился на четвертом курсе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного уни­вер­ситета, когда на пастырский семинар к нам пришла преподаватель миссионерского факультета Наталья Пономарева с мешком нераспечатанных писем от заключенных. Предложила взять каждому по письму. Мое оказалось от пожизненно заключенного и было коротеньким. Он писал: «Может быть, общение с братом и сестрой поможет мне вспомнить то хорошее, что мне мама говорила». Я ответил, очень волновался… Переписываемся с ним до сих пор. Вскоре мне написали два его сокамерника. А через пару месяцев их рассадили. Духовную литературу и посылки пришлось собирать уже в трех экземплярах. Потом их новые сокамерники принялись писать… С количеством писем я уже один не справлялся и обратился с предложением к взрослым, у которых вел занятия в воскресной школе. Сейчас в нашей группе два десятка человек. Под нашим окормлением – полсотни заключенных во всех пяти российских колониях для «пожизненников».

Этот портрет о. Кирилла нарисовал один из заключенных ИК-18 в пос. Харп

Этот портрет о. Кирилла нарисовал один из заключенных ИК-18 в пос. Харп

– Вы лично посещаете своих подопечных. Как нам, ни разу не бывавшим в подобных пенитенциарных учреждениях, понять, что представляют собой колонии для осужденных на пожизненное заключение?
– Это место великих человеческих страданий, где очень тонка грань между нашим миром и миром духовным. Там силы зла активно приступают к человеку, стремясь ввергнуть его в отчаяние. Ведь пожизненники – люди, совершившие особо тяжкие преступления, на их совести не одна загубленная жизнь. Со стороны общества это объекты презрения и ненависти. Особый режим заключения – самый строгий из всех возможных! Большинству узников уже давно не помогают родственники. Слово «суицид» здесь из ряда обиходных. Некоторые, можно сказать, живут с петлей на шее. Да и сам образ жизни (если человек не может к нему адаптироваться) постепенно его убивает. Начинается умственная деградация, развиваются болезни. Единственные, кому удается избежать этого угасания – уверовавшие в Бога. Там Бог очень близок к человеку. Нигде я так не ощущал присутствие Господа, как в этих мрачных учреждениях, общаясь с верующими пожизненными узниками.

– Много ли таких «благоразумных разбойников»?
– Мне известны немногие желающие жить по евангельским заповедям. Зато те, кто покаялся и живет верой, стали другими людьми. Господь преобразил их. Около этих людей согреваешься душой, и общение с ними – большое утешение.

marcivich_vrez– Из нашей цивилизации стремительно уходит «милость к падшим». Еще 70 лет назад, когда гнали пленных немцев, наши женщины кидали им еду! А до революции, как описано в рассказе одного из ваших подопечных, этап каторжан встречали как крестный ход… Отношение общества к смертной казни и к заслуживающим ее преступникам – индикатор нашего состояния?
– Бог, Который «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми» (Мф. 5, 45), призывает нас не к осуждению, а к уподоблению Ему в любви: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48). Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «Не смешивай человека со злом, которое в нем». Люди, совершившие такие преступления, глубоко больны духовно, а некоторые и психически. Их страсти, подобно физическим болезням, могут поражать всю душу. Но духовно больные люди не вызывают в нас сострадания, в отличие от «обычных» тяжко болящих. Часто можно услышать вопрос: почему их жертв уже нет, а эти люди до сих пор живут? Чисто по-человечески такая логика понятна. Но подлинное основание для милосердия – Христовы заповеди, а не человеческая логика. Когда Господь говорит «Был в темнице, и вы пришли ко Мне» (ср.: Мф. 25, 36), Он не уточняет, каким преступникам помогать нужно, а каким – нет. Важно, что человек находится в местах великих страданий и нуждается в нашей помощи. Пожизненно заключенные боятся, что их бросят, забудут о них. Их нервная система настолько напряжена режимом, что одна надежда – на весточку или посылку с воли. Один осужденный признался: не покончил с собой только потому, что получил письмо от нас и почувствовал, что кому-то нужен. Был и противоположный случай: верующий узник покончил с собой, оказавшись в какой-то момент без поддержки. Для нас общение с ними – утешение и назидание. Вступая в духовную переписку, человек о многом задумывается и иначе воспринимает свои скорби. Но самое главное – проявленное по заповеди Христовой милосердие сближает нас с Господом.

Беседовала Екатерина Пятунина

Справка: Желающие присоединиться к группе помощи заключенным или помочь узникам материально могут направить письмо диакону Кириллу Марковскому по адресу: 117546, Москва, Булатниковский пр-д, д. 8а, храм святителя Николая в Бирюлеве, либо по электронной почте: dkima333@yandex.ru

Поделиться

Комментирование закрыто