ПРОЖИВЕМ СВОЮ ЖИЗНЬ БЕЗУМЦАМИ

0

Заметки на полях, или Премьера на Первом

На Первом канале завершился показ сериала «Крылья Империи». Премьера долгожданная, поскольку картина была выпущена к столетию революции, и кое-кто даже успел посмотреть первые четыре серии.

О чем фильм – о судьбе двух братьев-дворян, дочки немецкого пекаря и талантливого балалаечника из низов, чьи судьбы перемолоты жерновами революции? Возможно, хотя это – на поверхности. На самом же деле фильм о том, как Россия поплатилась за богоотступничество кровавым переворотом, братоубийственной войной и годами страшного террора.

Очень точно и тонко расставлены по всему фильму некие маячки – вот в самом начале погибает юнкер Дьяконов – от нелепой шутки, казалось бы, на самом деле – от гордыни героя (одного из братьев Двинских). «Я первый, я всегда был самым первым», – вот его кредо, и таким и останется. Можно сменить цвет армии – перейти от белых к красным, убрать часть фамилии – из Кирсанова-Двинского стать просто Кирсановым, но нельзя сменить сущность. Я – первый, главный, мир вертится вокруг меня: это так и останется в жизни и определит все поступки Сергея. Иногда в нем, правда, будет просыпаться что-то доброе-человеческое, впитанное с молоком матери, и тогда он пощадит крестьян и попытается спасти брата, но это – капля в море. К тому же практически тут же он поедет этих самых крестьян расстреливать, а брата полоснет шашкой в бою.

Милая девочка Соня – обиженная и оскорбленная графиней Кирсановой, этой обидой потом все свое дальнейшее поведение оправдает: и то, как на самое дно спустилась в кокаиновом бреду, и службу в Красной армии, когда била врагов без пощады, и то, как сожгла ту самую графиню вместе с поместьем, предварительно поглумившись над пожилой женщиной.

Балалаечник Матвей – самый необычный персонаж картины. Он изначально несколько не от мира сего, а уж после того, как его избили «товарищи», а потом добрый доктор лечил, накачивая морфием, вообще становится странным человеком с непредсказуемыми поступками. Но, что интересно – именно Матвей в итоге понимает, что большевики делают что-то совсем не то, что обещали, и именно он пытается как-то помешать их злодеяниям. В конце фильма Матвей – юродивый, детски наивный, но все понимающий, и как тут не вспомнить: «нельзя молиться за царя Ирода, Богородица не велит».

Но вернемся к главному герою – если честно мне непонятно, зачем он все-таки застрелился. Разве что при виде юродивого понял всю полноту своего падения, но в таком случае логичнее было в монастырь, как старший брат…

И еще мне непонятно второе появление Николая Гумилева – вернуть Соню к ее первым наивным стихам и внутреннему осознанию падения? Так она это раньше поняла, когда ушла от Двинского, взяла чужих детей и поселилась с юродивым Матвеем в Кронштадте, предварительно попытавшись совершить покушение на Ленина и едва избежав смерти. На самом деле очень символично, когда Соня читает стихи «Не дано разгадать под масками птичий росчерк в письме судеб», а Ксения признается ей, что родила сына от Двинского, и мы понимаем, что не только род Кирсановых-Двинских не прервется, но и то зло, которое причинила сама Софья старой графине, прокричав, что в сердцах, что у нее не будет потомков (самое страшное для старинного дворянского рода), искуплено.

Ксения – самая светлая героиня в фильме. Не зря она Дьяконова. Это ее брат погиб в самом начале от шутки Двинского, а она влюбилась в Сергея по письмам брата, который всегда ставил его в пример, гордился им, боготворил. Когда Двинский узнает об этих письмах, это для него как оплеуха, которая немного смиряет гордыню, не зря же именно после этого он пошел служить на Кавказ, а не в лейб-гвардию. И эта же Ксения выходила его, тяжелораненого, и простила, когда он признался в том, как на самом деле погиб ее брат. Не сразу, но простила, и она же утешила Сергея, когда он думал, что убил брата. А он, узнав о том, что она Дьяконова, позорно бежал. В финале именно Ксения с детьми остается в живых, чтобы у них было будущее, о котором она мечтает, в которое верит – те самые крылья.

Все герои, кроме Ксении, перефразируя слегка стихи Софьи «прожили жизнь безумцами на пылающем сквозняке». Она одна уцелела, и дети – то чистое, светлое, что осталось в мире.

Интересно, что в картине исторические события показаны не как в советских учебниках истории – нет штурма Зимнего, четко понятно, что Кронштадтский мятеж – не белогвардейский, а верхушка большевиков – клубок змей, где Свердлов готов придушить Ленина, а Троцкий – Сталина. Тут по принципу – кто первый выстрелил, тот и у власти, и пока у власти – успеть урвать для себя как можно больше.

Великолепный монтаж. Особенно хотелось бы отметить три эпизода. Февральская революция, когда в театре Мейерхольда давали «Маскарад», и монтаж встык происходящего на сцене и на улице – маски и винтовки, люди мечутся по сцене, люди бегут по улицам, очень впечатлило, и еще музыка, просто шикарный эпизод. Страшно, аж мурашки по коже, я бы сказала. Второй – бой братьев. Дети на игрушечных лошадках с игрушечными саблями, и реальность. Как они идут друг на друга – тогда и сейчас – слова матери «Котя, ты же старший», и падающая сабля Константина… очень впечатлило. И последний – Константин в монашеском одеянии звонит в колокол, и Сергей обнимает умирающего Матвея, стрельба на улицах Кронштадта, и снова колокол – я бы приняла это сопоставление и аллегорию, не застрелись младший Двинский. За самоубийц Церковь не молится…

И еще один момент мне кажется недоработанным – разговор солдат с батюшкой в Галлиполи, когда он говорит: «Надо прощать», а солдатик: «Они моих родных убили, не прощу». Хорошие слова говорит священник: «Не смешивайте человека со злом, которое в нем, потому что зло — это болезнь» и призывает молиться за падших, за тех, кто остался в России под красными, но слова его – пропали втуне.

В общем, хороший сериал, во многом правдивый и, главное, качественный. Много закадрового текста, но оно и к лучшему – больше возможности сосредоточиться на показанных событиях. Было бы их больше – размылась бы основная мысль, потерялась бы за обилием действия.

И история в кадре – живая, а не картонные декорации, в которых у нас привыкли снимать большинство исторических сериалов.

Почему картину в первый раз сняли с проката, можно только гадать. Радует, что все-таки показали. Посмотрите, оно того стоит.

Елена Ульянова, киновед

Поделиться

Комментирование закрыто