ПРОЗРИ! ВЕРА ТВОЯ СПАСЛА ТЕБЯ

0

3 февраля 2019 года 

Толкование на Евангелие от Луки. Зач. 93-е Исцеление Иерихонского слепца. Читается в неделю 31 по Пятидестнице

Об этом исцелении повествуют и евангелисты Матфей (20:29-34) и Марк (10:46-52), но повествуют с некоторою разницею: 1) евангелист Матфей повествует не об одном, а о двух слепцах, 2) по сказанию его, исцеление совершено при входе в Иерихон, а по сказаниям Марка и Луки — при выходе оттуда. Это разногласие объясняется следующим образом: 1) По всей вероятности, Иисус Христос исцелил двух слепцов, как повествует Матфей, но Марк и Лука упоминают только об одном, должно думать, потому, что этот слепец был более известен народу, и исцеление его более повлияло на народ, чем исцеление другого. 2) Евангелист Лука, начиная повествование о чуде, употребляет греческое слово, которое означает собственно не выходить откуда, а находиться близ чего-либо с какой-либо стороны, и можно переводить это слово так, что Господь был близ Иерихона, при входе в него или при выходе. Можно думать и так, что Господь исцелил одного слепца при входе в Иерихон, а другого при выходе из него (Воскр. Чт. 25 г.).

Лк.18:35. Бы́сть же егдá прибли́жишася во иерихóн, слепéц некий седяше при пути́ прося́:

Лк.18:36. слы́шав же нарóд мимоходя́щ, вопрошáше: чтó ýбо éсть сé?

Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни,

и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое?

Иерихон, это во времена Иисусовы был большой иудейский город. Он находится в 20-ти верстах к северо-востоку от Иерусалима и 7-ми к западу от реки Иордана (Об Иерихоне чит. в объясн. 30 ст. 10 гл.). Так как Иерихон стоял на равнине, окруженной возвышающимися одна над другою, горами, то окрестности его были прекрасны, растительность роскошная, климат превосходный. Слепец седяше при пути прося. Это бывает и у нас, что слепцы и другие нищие сидят у дороги, чтобы просить милостыню у проходящих, особенно у богомольцев. Евангелист Марк называет сего слепца и по имени: Вартимей, т. е. сын (вар) Тимеев.

Лк.18:37. Поведаша же емý, я́ко Иисýс назаряни́н мимохóдит.

Лк.18:38. И возопи́, глагóля: Иисýсе Сы́не Дави́дов, поми́луй мя́.

Ему сказали, что Иисус Назорей идет.

Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.

Иисус Назарянин (Назорей). Так называли И. Христа по Его происхождению из города Назарета (Об этом чит. в объясн. 20 ст. 1 гл.). Сын Давидов, — то же, что Мессия. Иисус Христос был потомок Давида царя, которому было обещано, что из его потомства произойдет Мессия — Спаситель (2Цар. 7:12-15. Матф. 1:1). Значит, слепец, наслышавшись об И. Христе от других, веровал, что Он есть обещанный Мессия, Спаситель мира. Это видно и из слов его к Господу: помилуй мя, — смилуйся, сжалься надо мною. Из этого восклицания видно, что слепец, слышав об И. Христе из рассказов других, уверовал в Него, как обетованного Мессию; веровал и в то, что Он может исцелить его Своею Божественною силою.

Лк.18:39. И предыдýщии прещáху емý, да умолчи́т: óн же пáче мнóжае вопия́ше: Сы́не Дави́дов, поми́луй мя́.

Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня.

Предъидущии же прещаху ему, да умолчит (шедшие впереди унимали его, чтобы молчал), — унимали, потому что желали, чтобы не беспокоили И. Христа. Может быть, в это время Он еще учил, и народу не хотелось, чтобы была прервана Его беседа ради слепцов. Может быть, слепцу запрещали взывать к Господу и потому, что он так открыто исповедовал Его Мессиею. Он же паче множае вопияше (он еще громче кричал). Слепец выражал этим свою большую веру и надежду на помощь Христову.

Лк.18:40. Стáв же Иисýс повеле привести́ егó к себе: прибли́жшуся же емý к немý, вопроси́ егó,

Лк.18:41. глагóля: чтó хóщеши, да ти́ сотворю́? О́н же речé: Гóсподи, да прозрю́.

Лк.18:42. Иисýс же речé емý: прозри́: вера твоя́ спасé тя.

Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его:

чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть.

Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя.

Что хощеши, да ти сотворю (чего ты хочешь от Меня)? Господь знал, что нужно слепцу, но спросил, чтобы показать пред всеми величие его веры во всемогущую силу Его. С другой стороны, слепец открытым признанием своей слепоты, выраженным в желании прозреть, засвидетельствовал о всем величии чуда, совершенного над ним. После того, как он сам объявил себя лишенным зрения, нельзя было не видеть действительного чуда в возвращении ему зрения, и все свидетели сего события действительно признали его чудом, потому что, как замечает евангелист, вместе с исцеленным прославили Бога (/славя Бога, воздал хвалу Богу. См. далее).

Вера твоя спасе тя (спасла тебя). Это — обычное изречение Господа, когда сильная вера больного привлекала на него милосердие Его, сопровождавшееся исцелением. Господь произносил вслух народа это изречение для того, чтобы все слышали и видели, как велика сила веры, когда она так скоро привлекает к верующему Божественное милосердие. Евангелист Матфей повествует, что, исцеляя слепца, Иисус Христос прикоснулся к очам его: так нередко поступал Он при исцелении.

Лк.18:43. И áбие прозре, и вслед егó идя́ше, слáвя Бóга. И вси́ лю́дие ви́девше воздáша хвалý богови.

И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу.

Вослед Его идяше (пошел за Ним), т. е. сделался учеником И. Христа. По поводу чуда исцеления иерихонского слепца один из духов. писателей поучает: «Безотрадное положение не повергло слепца в отчаяние, он не пал духом в своем плачевном состоянии, не роптал на Бога за свою горькую долю; напротив, слепота телесная, как показал опыт, постепенно просветляла духовное его зрение, возвышала его веру во всемогущую силу Божию, к помощи которой и обратился он, в лице И. Христа, обетованного Мессии. Пусть пример слепца научит и нас во всех горестях, во всех злоключениях обращаться с пламенною молитвою к Богу и от Него одного ожидать помощи».

Протоиерей Иоанн Бухарев (1836 — 1912)

Поделиться

Комментирование закрыто