ПУТЬ ДЛИНОЮ В ТРИДЦАТЬ ЛЕТ…

0

«Лики надо писать тепло и румяно, с тенями и живоподобием.» Эти слова принадлежат Симону Федоровичу Ушакову (1626–1686) – последнему выдающемуся иконописцу Древней Руси, великому реформатору иконописи. Оставаясь в рамках традиционного иконописного канона, Ушаков, не без влияния западного искусства, наделил свои лики плотью и кровью, тем самым сделав их более близкими и доступными для людей. Об этом свидетельствует открытая в Государственной Третьяковской галерее выставка, посвященная Симону Ушакову, а также иконописцам – его ученикам. Замысел такой монографической экспозиции возник около 30 лет назад. Однако потребовалась огромная работа искусствоведов и реставраторов, чтобы выставка стала возможной. Экспозиция в Третьяковке включает 80 произведений иконописи, 10 гравюр, а также документы и книги из 17 российских музеев и частных коллекций. Собранные в одном выставочном пространстве, они дают возможность увидеть творчество прославленного мастера во всем его многообразии.

Московский дворянин по происхождению, Симон Ушаков получил хорошее образование. В 22 года он стал знаменщиком (рисовальщиком) Серебряной палаты, а в 38 возглавил иконописный цех Оружейной палаты. Ушаков первым из иконописцев стал подписывать свои произведения, и это было не следствием тщеславия, а выражением готовности взять на себя ответственность за качество работы.

Выставка открылась 8 сентября в день празднования Владимирской иконы Божией Матери – великой покровительницы Москвы и России. И одно из центральных мест экспозиции занимает икона «Похвала Владимирской Божией Матери. Древо государства Московского»(1663). На ней изображено как бы вырастающее из Московского Кремля роскошное дерево, в центре которого помещен образ Богородицы, а по обеим сторонам от него медальоны с образами московских святых – святителей, преподобных и благоверных князей. Дерево сажает святитель Петр, перенесший митрополичью кафедру из Владимира в Москву, и Иван Калита, в годы правления которого Московское княжество стало сильно расширяться. За посадкой наблюдают царь Алексей Михайлович и его супруга Мария Ильинична с детьми. А над деревом в небесах – благословляющий Христос. Эта совершенно новая по своей иконографической программе икона прославляет симфонию Церкви и государства, утвердившуюся во время царствования Алексея Михайловича Тишайшего, при котором творил Симон Ушаков.

Спас Нерукотворный. 1658

Спас Нерукотворный. 1658

Одна из излюбленных тем Ушакова – Нерукотворный образ Иисуса Христа. На выставке представлено семь таких образов его работы, происходящих из разных городов России. На этих иконах Христос мудр, добр и милостив, глаза озарены светом великой мысли. Для Ушакова этот образ был важен как наиболее концентрированное выражение веры в «Иисуса Христа, пришедшего во плоти» (I Ин. 4, 2).

В иконе «Святая Троица», датированной 1671 годом, Ушаков следует композиционной схеме рублевской Троицы, но слева от трех Ангелов неожиданно помещает величественное здание с колоннами, в изображении которого использует не обратную, а линейную перспективу – прием невиданный доселе в иконописи.

Троица. 1671. Яичная краска

Троица. 1671. Яичная краска

Кроме икон Спасителя и Богородицы, на выставке можно увидеть образа святых угодников Божиих. Каждый из них – будь то Архангел Михаил или святитель Николай, равноапостольный Владимир или преподобный Сергий – представлены, как живые люди, и, следовательно, для верующих достижимый идеал.

Архангел Михаил, попирающий дьявола. 1676. Яичная темпера

Архангел Михаил, попирающий дьявола. 1676. Яичная темпера

Наряду с иконами в экспозиции размещены старинные документы – челобитные Симона Ушакова на имя царя Алексея Михайловича, а также гравюры. Среди них – два офорта работы Ушакова – «Отечество» (Новозаветная Троица) и «Семь смертных грехов». Это самые первые офорты, созданные в России.

Выставка в Третьяковской галерее позволяет увидеть творчество Симона Ушакова во всей полноте и осмыслить его как одного из крупнейших иконописцев в истории России.

Владимир СОКОЛОВСКИЙ, искусствовед

Поделиться

Комментирование закрыто