РУССКИЙ МОДЕРН

0

Почему алтарь сокольнической церкви Воскресения Христова обращен на юг

Церковь Воскресения Христова в Сокольниках построена на средства прихожан в 1909–1913 гг. по проекту архитектора Павла Толстых. Имеет нетрадиционную для русских храмов пространственную ориентацию, связанную, по преданию, с желанием председателя строительного комитета протоиерея Иоанна Кедрова обратить алтарь на юг, в сторону земной родины Христа. Этот храм-памятник – одна из интереснейших храмовых построек Москвы эпохи модерна, в архитектуре которой формы неорусского стиля получили яркую индивидуальную интерпретацию.

В основе композиции поднятой на подклете церкви лежит конструктивная схема четырехстолпного крестово-купольного храма. Его центральную часть венчает стройный шатровый восьмерик, по диагоналям которого поставлены четыре малые главки. Девятиглавое завершение подчеркивает выразительную динамику нарастающих снизу вверх объемов, придающих силуэту монументального сооружения столь свойственную модерну изысканную хрупкость. Перед входами в церковь с севера, востока и запада устроены торжественные крыльца с щипцовыми завершениями (в западном ныне устроена звонница). Созданию ориентированного на лучшие примеры древнерусского зодчества образа храма способствуют килевидные кокошники в основании глав, арочные перспективные порталы, оформляющие входы и высокие щелевидные окна. В храме – приделы в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» и святых первоверховных апостолов Петра и Павла, в подклете – придел в честь Рождества Христова. Иконостасы храма (из кипариса) и резные напольные киоты (из мореного дуба) выполнены в стиле эклектики. Среди окрестных многоэтажных зданий церковь видится важным архитектурным акцентом. Особенно же эффектно она воспринимается с аллеи, ведущей к парку «Сокольники».

Новейшая история

В советские годы храм не закрывался, и сюда были принесены чтимые образы из закрытых и снесенных церквей города. Главная святыня храма – Иверская икона Божией Матери (список с афонской чудотворной иконы) – до 1929 года находилась в Иверской часовне у Воскресенских ворот. Здесь же хранится Боголюбская икона Божией Матери с Варварских ворот Китай-города. Кроме того, в церкви находятся Страстная икона Богоматери из одноименного монастыря (снесен в 1937 году в ходе реконструкции улицы Горького и Пушкинской площади) и икона великомученика Пантелеимона из часовни святого у Владимирских ворот Китай-города (сломана в 1934 году). В 1945 году в храме Воскресения Христова в Сокольниках заседал Поместный Собор, избравший Патриархом Алексия I.

Адрес храма: Сокольническая пл., д. 6. (ст. м. «Сокольники»)

Словарик

1. Апсида – примыкающий к основному объему храма алтарный выступ, ориентированный, как правило, на восток.
2. Барабан световой – цилиндрическая часть храма, служащая основанием для купола и имеющая окна для естественного освещения.
3. Глава – установленное на барабан декоративное покрытие над куполом храма.
4. Закомара фестончатая – завершение наружной стены храма в виде фестона (полукруглых выступов).
5. Кокошник килевидный – наружный декоративный элемент в виде ложной закомары с заостренным верхом.
6. Перспективный портал – архитектурно оформленный вход в храм, сужающийся уступами и перекрытый рядом уменьшающихся арок.
7. Подзор – окаймляющие кровельные свесы металлические полосы со сквозным узором.
8. Щипец – верхняя часть стены здания, ограниченная двумя скатами крыши и (в отличие от фронтона) не отделенная снизу карнизом.
9. Шатер – архитектурная форма в виде завершающей храм многогранной пирамиды.
10. Яблоко – шар на завершении купола под крестом.

Денис Петров

Поделиться

Комментирование закрыто