РУССКИЙ САРКОФАГ

0

То, что я увидела внутри раки, запомнилось мне на всю жизнь

panovaВ истории некрополя русских митрополитов и патриархов, расположенного в Успенском соборе, есть много интереснейших страниц и малоизвестных деталей. Одна из них связана с местом, где почивают мощи святителя Гермогена – у западной стены храма в так называемой Сверчковской сени. Сквозь великолепное металлическое кружево едва различима рака из дерева и посеребренной меди, где находятся мощи. Очертания раки да высокий бронзовый подсвечник – вот все, что могут увидеть в настоящее время посетители музея и прихожане, посещающие патриаршие богослужения в Кремле
Патриарх Гермоген был похоронен в подклете собора Чудова монастыря. В 1653 году мощи были перенесены в Успенский собор и размещены в интерьере возле западной стены рядом с сенью, выполненной в 1624 году литейщиком Д. Сверчковым. Только в 1913-1914 году в связи с прославлением патриарха Гермогена его честные останки поместили в пышно оформленной раке в Сверчковскую сень. На крышке раки под стеклом поместили живописный образ патриарха Гермогена работы художника И.Е. Брягина.
Много лет назад я оказалась в Успенском соборе в момент вскрытия захоронения патриарха Гермогена. Тогда в связи с работой в музее контрольной комиссии Министерства культуры СССР проверяли сохранность раки. То, что я увидела внутри раки, было столь необычным для погребальной практики XX столетия, что запомнилось мне на всю жизнь. В раке традиционной прямоугольной формы находился металлический саркофаг в виде … лежащей человеческой фигуры! Четко выделена голова овальной формы с круглым отверстием на уровне лба, тело и ступни ног человека. От шеи до ступней саркофаг имеет несколько застежек – эта часть вместилища открывается, иначе мощи нельзя было бы разместить внутри. Архивные материалы свидетельствуют, что этот своеобразный футляр из металла с добавками серебра был выполнен фирмой П.И. Оловянишникова. И сегодня это вместилище, обернутое тканью, производит впечатление человеческого тела, подготовленного к захоронению.
Долгое время занимаясь историей погребального обряда средневековой России, я никогда не сталкивалась с такой формой сохранения тел усопших в новейшее время. Белокаменные саркофаги в форме тела человека для захоронения высшей знати русского средневековья были широко распространены с XIV до начала XVII века. Это хорошо известно современным ученым по многочисленным археологическим находкам. В начале же прошлого столетия эта информация была малоизвестна и почти не доступна. Однако кто-то из, как мы сегодня сказали бы, разработчиков проекта вместилища для мощей патриарха Гермогена об этой традиции был осведомлен. К сожалению, имя человека, обратившегося в своей работе к древним образцам саркофагов Средневековья, нам неизвестно. Как и еще многое в истории дошедших до нашего времени кремлевских усыпальниц.

Татьяна Дмитриевна ПАНОВА, д.и.н., археолог, сотрудник Музеев Московского Кремля, специалист по погребальному обряду средневековой Руси

Поделиться

Комментирование закрыто