С ПЕРВЫМ СЕНТЯБРЯ, ДЕТКИ

0

Пора отдавать должки

Один мой знакомый православный писатель как-то с юмором заметил, что поздравлять школьников с началом учебного года – это все равно, что поздравлять лошадь с началом пахотных работ. Но вот, что интересно… Вспоминая свои учебные годы, понимаю, что никогда не воспринимал школу как казарму или галеры. И это во времена, когда форма была обязательной, за прогулы и шалости, которые, к сожалению, у меня случались довольно часто, сразу же вызывали родителей и вообще за все спрашивали строго.

Сейчас я понимаю, что был вредным непослушным подростком, который, вытаращив глаза, мог поспорить с учителем по литературе о том, что Достоевский – это не про обличение капитализма, а о вере и пути к Богу. Учительница из моего советского школьного прошлого о Боге, вероятно, слышала, только на антицерковных лекциях в университете, а потому сильно гневалась и недоумевала: где я такой «ахинеи» набрался? А я стоял на своем, но из вежливости не говорил о том, что моя верующая бабушка, которая и рассказывала мне о вере Достоевского, разбирается в этом лучше преподавателя.

ДО УТРА Я ВЫШИВАЛ КРЕСТИКОМ, ЛЕПИЛ ИЗ КРАШЕНОЙ ЯИЧНОЙ СКОРЛУПЫ ГРИБОЧКИ И ВЫПИЛИВАЛ СКАМЕЕЧКУ, КОТОРУЮ ВСЕ НОРМАЛЬНЫЕ РЕБЯТА ДЕЛАЛИ НА ПРОГУЛЯННЫХ МНОЙ УРОКАХ

И все же я очень любил школу. За то, что там были друзья, без которых я был как рыба без воды; за новые знания, которых мне реально не хватало, потому что тогда интернета и в помине не было; и за возможность самореализации. Какие только секции я не посещал! Футбол, дзюдо, юнкоровский кружок. В шестом классе в городской газете вышла моя первая статья с моей же карикатурой, я с удовольствием участвовал в областных и региональных конкурсах юных журналистов и, к слову сказать, часто их выигрывал. Уже тогда я понял, кем хочу стать.

Глядя же на современных детей, понимаю, что они предоставлены сами себе, и уверен, что именно в этом – причина многих проблем. Личное время должно быть не данностью, а наградой за хорошее выполнение своих обязанностей. А свободу не стоит путать со вседозволенностью.

Как я благодарен маме, которая, узнав, что я должен был сдать сразу три поделки по труду и еще какие-то контрольные, просто сказала:

– Сынок, у тебя через три дня конец четверти. Будь добр, сделай, все, что нужно! И до утра я вышивал крестиком, лепил из крашеной яичной скорлупы грибочки и выпиливал скамеечку, которую все нормальные ребята делали на прогулянных мной уроках. Мама варила мне кофе, делала бутерброды с маслом и колбасой, но пока я все не закончил, ложиться спать не разрешала.

А что сейчас? Бесконечно занятые родители откупаются от детей планшетами, смартфонами, да чем угодно, лишь бы те от них отстали. И дети (как тонкие непревзойденные психологи) этим виртуозно пользуются.
Как говаривал мой знакомый профессор Уральского госуниверситета (один из умнейших людей из встреченных мною в жизни) Георгий Борисович Зайцев: «Если хочешь, чтобы из ребенка вышел толк, его надо задолжить. То есть дать ему круг обязанностей, касающихся дома, школы, интересов и свободного времени, которые подросток должен неукоснительно выполнять».

Печально, но сегодня при слове «ответственность» не то, что школьники, многие взрослые делают кислую мину.

Как же научить современных детей самостоятельности, ответственности, как вырастить творческую личность, да еще и с активной жизненной позицией? Этого вряд ли добьешься руганью или обучением из-под палки. Только личным примером и с помощью Божией. Вера как ничто иное укрепляет и одухотворяет человека. Поэтому, когда я вижу на ранней литургии родителей с детьми, мне сразу становится спокойно и очень радостно за них!

Денис Ахалашвили
Опубликовано: Номер 15 -16 (652 — 653) август 2018 года

Поделиться

Комментирование закрыто