СИМ ПОБЕДИШИ

0

Зачем осенять себя крестом, если крестик у нас на груди?

Крест Христов – хранитель Вселенной. Целуем ли мы Голгофское Распятие, надеваем ли на крещаемого младенца крестик, поклоняемся ли Честному Древу в праздник Воздвижения Креста Господня – с трепетом вспоминаем крестные страдания Спасителя и уповаем на великую силу, дарованную нам в Кресте. Но зачем при этом осенять себя крестообразно? Не отголосок ли это языческих верований в магию символических жестов?

Иеромонах Никодим (Шматько), проректор Высших Богословских курсов при МДА: ДУХ ТВОРИТ ФОРМУ

Православное крестное знамение – совершенная форма выражения и проявления человеком жертвенной любви к своему Создателю. Творя крестное знамение и, осеняя себя крестом, мы, как мечом, охраняем свои души и как ключом, открываем доступ к их преображению. Более того, мы одним действием крестного знамения совмещаем в себе «два древа» десяти заповедей послушания и девяти заповедей жертвенной любви, нимало не повреждаясь. А через таинства Покаяния и Причастия «храним и возделываем» рай своего сердца – умного делания. Конечно, есть лицедеи – знахари и колдуны, которые тоже могут совершать крестное знамение. Однако силы от крестного знамени они не имеют. Сами темные духи боятся креста, ведь именно им были поражены.


Иеромонах Ермоген (Корчуков), эконом Заиконоспасского ставропигиального монастыря: ЖЕСТ УПОВАНИЯ
Под этим жестом всегда подразумевались три вероучительных момента: проповедь триединого Бога, проповедь Богочеловека Иисуса Христа и проповедь Креста, на который взошел Спаситель. Поэтому крестное знамение очень важно. Творя его, мы свидетельствуем о себе как о православных, которые веруют в триединого Бога и во Христа Спасителя – Богочеловека и которые призывают Бога в помощь. Каждый раз, когда крестимся, должны понимать: это молитва упования на Бога. Если крестимся и принимаем эту ответственность, должны прощать, любить и жертвовать собой, как это делал Христос.


Иеромонах Михаил (Булочев), насельник Данилова монастыря, преподаватель Николо-Перервинской духовной семинарии: ДРЕВНЕЙШИЙ ОБЫЧАЙ

Святитель Иоанн Златоуст не советовал выходить из дома, не перекрестившись. Изначально крест воспринимался не только как символ, но и как конкретный способ борьбы с диаволом. Со временем менялась традиция осенения себя крестным знамением. Сначала появился так называемый «широкий крест», затем сформировалось двое- и троеперстное сложение рук. Каждая форма совершения крестного знамени, каждая его деталь символически объяснялись. Эти объяснения были призваны сформировать у христиан правильные знания о вере. Чаще всего они обуславливались необходимостью зафиксировать в сознании христиан какую-либо вероучительную истину. Сегодня в традиции Русской Православной Церкви устоялось троеперстие. Подобно иным формам, оно объяснено догматически и исторически.


Протоиерей Артемий Владимиров, старший священник и духовник Алексеевского ставропигиального женского монастыря: ПРИЗЫВАЕМ АНГЕЛОВ, ПРОГОНЯЕМ ДЕМОНОВ

Когда мы осеняем себя крестом, заложенная в таинстве Крещения в бессмертной нашей душе искра Божия возгорается. И энергия Святого Духа освещает ум, умиряет сердце, приводит в равновесие умственные и чувствительные силы. А не устающие искушать воина Христова демоны тотчас бегут прочь, потому что, будучи единожды сокрушены Голгофским Крестом, трепещут, вспоминая свое поражение, и исчезают во тьме кромешной.

Напротив, ангелы бесплотные – блаженные духи, которые даны для помощи человеческому роду, приближаются к христианину и невидимо его осеняют. Замечено: если креститься не кое-как, а с благоговением, мы ощущаем приток энергии: как будто крылья за спиной раскрываются. Это импульс Божественной благодати, которая помазывает наше слово, освещает мысли, помогает нам каждое действие согласовать с волей Божией.


Протоиерей Олег Стеняев, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках: ОРУДИЕ ПРОТИВ ДИАВОЛА ДАЛ НАМ ГОСПОДЬ

Есть такое предание о возникновении крестного знамения. Когда язычники-римляне приговаривали христиан к смертной казни, те, оказавшись на арене, начинали проповедовать Евангелие до того момента, пока дикие звери не набрасывались на них. Чтобы лишить их соответствующей возможности, язычники стали отрезать христианам язык. И тогда они стали демонстрировать крест: вздымали высоко над головой руки, складывали их на груди и осеняли себя крестным знаменем.

К подобной казни зверьми приговаривали еще детоубийц, беглых рабов и убийц собственных родителей. В античном обществе высоко ценили мужество, и весь Рим знал, что христиане верят в распятого Бога. Становилось очевидным: эти мужественные мужчины, женщины, дети, старики – не детоубийцы и не убийцы родителей, а честные римские граждане, которые исповедуют веру во Христа Распятого и подвергаются казни за свои религиозные убеждения.

Крестное знамение как орудие от диавола дал нам Господь. Когда мы с благоговением осеняем себя крестным знаменем, свидетельствуем всему миру, что мы христиане, и исповедуем эту веру перед силами зла, которые в ужасе разбегаются в разные стороны.

Опрашивал Владимир Ходаков
Опубликовано: № 8 — 9 (645 — 646) май, 2018 г.

ЦИТАТА

Знаменуя себя крестом, мы предаем себя водительству Господа нашего и ограждаем себя от дел, враждебных нам.

Святитель Кирилл Иерусалимский

Поделиться

Комментирование закрыто