Творчество Марка Антокольского (1843–1902) занимает уникальное место в истории отечественной скульптурной школы. Являясь одним из ее крупнейших представителей, он, как никто другой, сумел воссоздать средствами пластики образы Священного Писания и Предания. Сохраняя верность их духу и букве, он окрашивал свои работы ярким личным переживанием, при этом часто поднимаясь до высот подлинно богословских обобщений.
Широкому кругу любителей искусства скульптор известен в первую очередь как автор произведений, запечатлевших выдающихся деятелей отечественной истории: великих преобразователей России Ярослава Мудрого и Петра I, мужественного покорителя Сибири Ермака… Их отличает совершенство пластической формы, историческая достоверность, мощь художественного обобщения, психологическая глубина. Антокольский также является автором замечательных портретов российских деятелей культуры – его современников: писателя Ивана Тургенева, художественного критика Владимира Стасова, врача Сергея Боткина… В них портретное сходство и особенности характера переданы с таким непревзойденным мастерством, что перед ними бледнеют все живописные и фотографические портреты тех лет. Значительный, но менее известный пласт его творческого наследия составляют произведения на христианскую тему, которая сопровождала мастера на протяжении его творческого пути.
Марк Матвеевич родился 175 лет назад, 2 ноября 1843 года, в Вильне в небогатой многодетной семье. Его художественная одаренность проявилась очень рано. В 13-летнем возрасте он поступил в мастерскую резчика по дереву, где выполнял заказы по изготовлению иконостасов для церквей, в течение двух лет занимался реставрацией костела в Могилеве. Однажды юный Марк увидел репродукцию знаменитой картины Ван Дейка «Христос и Богоматерь». Картина так поразила Антокольского, что он выполнил по ней деревянную резную копию – столь прекрасную, что о юном даровании заговорили. И вот в девятнадцать лет он был принят в Петербургскую академию художеств.
Самые ранние из дошедших до нас произведений Антокольского – барельефы с изображением головы Христа, датированные годом его поступления в академию. В 1874 году, уже окончив это учебное заведение, Антокольский исполнил в Риме скульптуру «Христос перед судом народа» по заказу известного мецената и коллекционера Саввы Мамонтова. Сам скульптор так определил свой замысел: «Я Его представляю в тот момент, когда Он стоит перед судом того народа, за который Он пал жертвой. Я выбрал этот момент, во-первых, потому, что здесь и связался узел драмы. Его душевное движение в эту минуту является необыкновенно грандиозным. Действительно, только в эту минуту Он мог сказать (и только Он): “Я им прощаю, потому что они не ведают, что творят”. Во-вторых, под судом народа я подразумеваю и теперешний суд». И действительно, когда пристально вглядишься в идеальные черты лица Христа, в поражающие глубиной глаза с едва намеченными глазными яблоками, то увидишь в этом лице нечто такое, отчего понимаешь, что это воистину Бог. И невольно проникаешься ощущением, что ты сам стоишь перед лицом вечности.
Я УБЕЖДЕН, Я ВЕРЮ… ЧТО ИСТИНА И ЛЮБОВЬ ВОСТОРЖЕСТВУЕТ! ВОТ ЧТО Я ХОТЕЛ, ЧТОБЫ МОЯ СТАТУЯ ГОВОРИЛА ВСЕМ, ВЕРУЮЩИМ И НЕВЕРУЮЩИМ
Антокольский неоднократно обращался к образу Спасителя. Им созданы: горельеф «Последний вздох (Христос на Кресте)», подписанный евангельской цитатой «Прости им, ибо не ведают, что творят» (1877); «Христос, идущий по морю» – эскиз неосуществленного маяка (1889); «Христос, желающий обнять всех страждущих» (1889) – для надгробного памятника Ф.М. Дмитриеву.
Выразительны и созданные скульптором образы святых угодников Божиих. Среди них особо выделяется статуя «Христианская мученица» («Не от мира сего»). Эту скульптуру, ставшую собирательным образом страданий за Христа, мастер выполнил в Париже в 1888 году. Лицо мученицы – хрупкой и прекрасной девушки – обращено к небу, но глаза ее выколоты рукой палача, она полностью отрешена от окружающего земного мира. Но тем ярче ее духовное видение Бога, тем совершеннее духовная свобода, тем чище душа, уподобленная скульптором слетевшимся птицам небесным – голубям…
Духовная, сердечная чистота – главное качество еще одного образа, созданного мастером. Это Нестор-летописец (1890) – великий древнерусский историк, канонизированный Русской Православной Церковью в лике преподобных. Нестор Антокольского – воплощение мудрости, цельности, доброты. Перед спокойными, чуть печальными и усталыми глазами святого словно проходят бурные события отечественной истории. Но он смотрит на них без осуждения и без восторга, усматривая во всем происходящем Промысл Божий.
Владимир Соколовский, искусствовед
Опубликовано: № 19 (656) октябрь, 2018 г.