Метки

СОБОР ЧЕТЫРЕХ ИМПЕРАТОРОВ. РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ

0

Храм Христа Спасителя как воплощение нового канона в архитектуре

Храм-памятник в старой столице по Манифесту императора Александра I посвящался победе русского народа в Отечественной войне 1812 года. На состоявшемся в 1817 году международном конкурсе победил проект архитектора Александра Витберга, предложившего в качестве места возведения Воробьевы горы. Там и началось строительство Храма Христа Спасителя, затянувшееся из-за своей грандиозности.

Следующий российский монарх, Николай I, убедившись в разорительности этих работ, распорядился построить собор на новом месте – у Пречистенских ворот, где находился Алексеевский женский монастырь.

ЗАВЕЩАЛ АЛЕКСАНДР I, ЗАЛОЖИЛ НИКОЛАЙ I, ОКОНЧИЛ АЛЕКСАНДР II, ОСВЯТИЛ АЛЕКСАНДР III

Обитель для этих целей снесли. Как гласит предание, ее игумения прокляла это место и предрекла, что ничто не устоит на нем долго. В 1831 году архитектор Константин Тон разработал проект храма-памятника в русско-византийском стиле, который и был реализован. В сентябре 1839 года состоялась торжественная закладка храма. Митрополит (ныне канонизированный) Филарет Московский лично наметил темы наружных горельефов и внутренних росписей, а также обозначил посвящения престолов (главный – в честь Рождества Христова). Помимо сюжетов, связанных с праздниками, на которые пришлись дни решающих сражений с наполеоновскими войсками (Тарутино, Бородино, Малоярославец, Кульм, Лейпциг), на фасаде храма разместилась своеобразная галерея русских святых: Александр Невский, Даниил Московский, Сергий Радонежский, Иосиф Волоцкий, Василий Блаженный, царевич Димитрий, Михаил и Феодор Черниговские, великий князь Владимир и великая княгиня Ольга. Среди горельефов были изображения чудотворных икон Богоматери – Владимирской, Смоленской, Иверской. Работа над скульптурами продолжалась 17 лет, над росписями – 23 года.

Во внутренние стены храма вмонтированы мраморные доски с Манифестом Александра I, описанием сражений, перечислением отличившихся командующих и полков. В 1877–1878 годах отлиты 14 колоколов для соборной звонницы.

Весивший 27 тонн главный благовестник считался третьим в городе по величине. Четырехстолпный, крестообразный в плане пятиглавый собор (четыре малые главы – колокольни) стал крупнейшим церковным сооружением Москвы (высота до креста центральной главы – 103 м).

Адрес храма: ул. Волхонка, д. 15 (ст. м. «Кропоткинская»)

ВЕЛИК ГОСПОДЬ НАШ БОГ В МИЛОСТЯХ И ВО ГНЕВЕ СВОЕМ! ПОЙДЕМ БЛАГОСТЬЮ ДЕЛ И ЧИСТОТОЮ ЧУВСТВ И ПОМЫШЛЕНИЙ НАШИХ ЕДИНСТВЕННЫМ ВЕДУЩИМ К НЕМУ ПУТЕМ, В ХРАМ СВЯТОСТИ ЕГО, И ТАМ, УВЕНЧАННЫЕ ОТ РУКИ ЕГО СЛАВОЮ, ВОЗБЛАГОДАРИМ ЗА ИЗЛИТЫЕ НА НАС ЩЕДРОТЫ И ПРИПАДЕМ К НЕМУ С ТЕПЛЫМИ МОЛИТВАМИ, ДА ПРОДЛИТ МИЛОСТЬ СВОЮ НАД НАМИ И ПРЕКРАТИТ БРАНИ И БИТВЫ, НИСПОШЛЕТ К НАМ ПОБЕД ПОБЕДУ, ЖЕЛАННЫЙ МИР И ТИШИНУ. ИЗ ВЫСОЧАЙШЕГО МАНИФЕСТА ОБ ИЗГНАНИИ НАПОЛЕОНОВСКОЙ АРМИИ ИЗ РОССИИ И ОКОНЧАНИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОДА (ВИЛЬНО, РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО 1813 ГОДА)

Новейшая история собора

Храм Христа Спасителя был взорван 5 декабря 1931 года. На его месте начато возведение колоссального здания Дворца Советов. Работы были прерваны Великой Отечественной войной, после окончания которой фундамент Дворца использовали для строительства открытого плавательного бассейна «Москва». В 1994 году московское правительство решило воссоздать храм в прежних архитектурных формах. Торжественная закладка камня и храмоздательной доски состоялась на Рождество Христово 1995 года. Великое освящение храма в праздник Преображения Господня в 2000 году возглавил Патриарх Алексий II.

Горельефы от Клодта до Церетели

Подлинные горельефы Храма Христа Спасителя, созданные в 1847– 1849 годах такими мастерами, как Александр Логановский, Петр Клодт и Николай Рамазанов, были выполнены в мраморе (современные отлиты в бронзе по проекту Зураба Церетели). Часть из них чудом удалось сохранить благодаря знаменитому архитектору-реставратору Петру Барановскому и его коллегам-энтузиастам. В 1934 году эти горельефы с фасадов разрушенного Храма были привезены в Донской монастырь и теперь украшают восточную стену обители. Шесть уникальных по своему исполнению скульптурных групп можно увидеть в любое время. Адрес: Донская площадь, 1 (ст. м. «Шаболовская»). Вход свободный.

СЛОВАРИК

1. Аркатурный пояс – ряд декоративных ложных арок на фасаде храма.
2. Горельеф – скульптурный рельеф, в котором изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объема.
3. Карниз – выступающий элемент, отделяющий плоскость крыши от вертикальной плоскости стены.
4. Килевидная закомара – завершение наружной стены храма, имеющее форму полукруга с заострением над серединой дуги.
5. Кокошник – полукруглый наружный декоративный элемент в виде ложной закомары.
6. Медальон – художественное изображение в овальном или круглом обрамлении.
7. Паперть – открытая площадка перед входом в храм.
8. Полуколонна – колонна, выступающая из плоскости стены более чем на половину своего диаметра.
9. Портал – архитектурно оформленный вход в храм.
Прясло – разделенная лопатками, пилястрами или полуколоннами вертикальная часть фасада храма.
10. Раковина – веерное заполнение тимпана, закомары или кокошника.
11. Ризалит – часть здания, выступающая за линию фасада по всей высоте. 13. Световой барабан – цилиндрическая или многогранная часть церкви с окнами, перекрытая куполом и несущая главу.
12. Фриз – декоративный элемент в виде обрамляющей часть  архитектурного сооружения горизонтальной полосы.
13. Яблоко – сфера под венчающим храм крестом.

Денис Петров

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: НЕСЧАСТЛИВАЯ СУДЬБА ТОНОВСКИХ ШЕДЕВРОВ

Поделиться

Комментирование закрыто