СОБОР И СОБОРНОСТЬ

0

Главной темой Вселенского Православия в последние дни был Собор на Крите, изначально призванный быть Святым и Великим Собором Православной Церкви (греч. греч. Αγία και Μεγάλη Σύνοδος της Ορθοδόξου Εκκλησίας) — но не ставший таковым.

Соборные дела обсуждались в Церквах, которые собрались в здании Академии Критской Православной Церкви, а также теми, кто отказался прибыть на Собор. Причины неприезда были разными – от финансовой непрозрачности до нарушения канонических границ, но так или иначе представителей четырех из четырнадцати Церквей Собор не досчитался. Количественно это почти треть списка, а поскольку Русская Церковь ­– самая многочисленная, то число православных верующих, не представленных на соборе – около половины. Цифра огромная, немыслимая для собрания, готовившегося долго, более пятидесяти лет, и претендующего на то, чтобы явить миру единство Вселенского Православия. Увы, не получилось.

glred12061602Неполнота представительства на собрании Предстоятелей и представителей дала повод некоторым религиозным обозревателям заявить, что Церковь не смогла подтвердить на деле одно из свойств, названных в Символе веры, а именно соборность. Если административная способность собирать и проводить соборы тождественна этому догматическому церковному свойству, то на наших глазах происходит экклезиологическая катастрофа.

glred120616

К счастью, такое тождество сомнительно. Алексей Хомяков, известный русский апологет соборности, писал:
«Церковь называется единою, святою, соборною (кафолическою и Вселенскою) и апостольскою, потому что она едина и свята, потому что она принадлежит всему миру, а не какой-нибудь местности; потому что ею святятся все человечество и вся земля, а не один какой-нибудь народ или одна страна; потому что сущность ее состоит в согласии и в единстве духа, и жизни всех ее членов, по всей земле признающих ее; потому, наконец, что в Писании и учении апостольском содержится вся полнота ее веры, ее упований и ее любви».

Неприезд на Крит представителей некоторых Поместных Церквей подтверждает лишь тот факт, что они представляют административные рамки собрания по-разному, но совсем не отменяет наличия в членах Церкви любви и стремления к единению.

На что и уповаем.

Протоиерей Михаил Дудко

Поделиться

Комментирование закрыто