СОРОК СОРОКОВ ПАЛАМАРЧУКА

0

Вдове Петра Паламарчука до сих пор звонят домой, чтобы уточнить историю столичных храмов

Четырехтомник «Сорок сороков» Петра Георгиевича давно стал настольной книгой для многих москвичей, интересующихся историей родного города. В нашей, к примеру, редакции без него как без рук! В феврале этого года исполнилось 20 лет со дня смерти автора этого фундаментального труда, описывающего все (в том числе утраченные) столичные храмы. Своими воспоминаниями об исследователе с «ПМ» делится его вдова Галина Смородинова.

Галина Григорьевна Смородинова.  Вдова П. Паламарчука, искусствовед, ведущий научный сотрудник Государственного исторического музея, главный эксперт Министерства культуры РФ

– Галина Григорьевна, «Сорок сороков» как-то помогают вам сейчас в жизни?

– Я эти четыре тома очень люблю. В свое время я их почти что тайно, под своей фамилией сдавала в Патриархию, ведь тогда издавать подобную литературу запрещалось. Мы это сами все печатали, резали, клеили. Так что «Сорок сороков» – тоже часть моей жизни. Теперь часто обращаюсь к ним за справками. Москва очень сильно изменилась. Мне иногда звонят, чтобы что-то уточнить: «Вот у Пети написано так-то… Это правда?» Однажды наместник Сретенского монастыря, еще будучи в сане архимандрита, также звонил с похожим вопросом.

– Когда Петр Георгиевич начинал писать «Сорок сороков», вы уже были вместе?

– Нет, он начинал совершенно один. Петр из очень высокопоставленной семьи. Его дед – маршал, дважды Герой Советского Союза, отец – тоже Герой Советского Союза. Петр учился в МГИМО, где была очень хорошая библиотека. На лекциях читал книги об истории Москвы и вообще занимался историей. И вот тогда-то ему и пришла идея создания «Сорока сороков». Он много работал с архивами и в Москве, в частности у нас в Историческом музее, и в Санкт-Петербурге.

– Сколько лет Петру Георгиевичу понадобилось для работы над этим фундаментальным исследованием?

– Почти два десятка – с 1977 по 1996 год. Поверьте, это очень много.

– Были ли у Петра Георгиевича церкви, которые он особенно любил?

– Для него история, особенно история Москвы, – единое целое. Каждый храм для него как дитя. Как можно сказать: «я люблю этого ребенка больше, а другого меньше»?! Эти «Сорок сороков» составляли суть его жизни. Он историю видел в ее тысячелетнем развитии. Поскольку он был человек очень дотошный и обладал энциклопедическими знаниями, никогда ничего просто так не писал. Если же обращался к какому-то месту, к какому-то храму, обязательно там бывал, максимально полно про все узнавал. Садился на велосипед и ехал туда, расспрашивал старожилов. Это касается всех храмов, поэтому каждый был ему очень близок. Петр вел дневник. Делал там очень короткие записи. Каждый новый год его дневника начинался с того, где он встречал Пасху. Это обязательно был какой-то новый для него монастырь, не известное ему прежде место.

– Скажите, что значила в жизни Петра Георгиевича вера в Бога?

– В своей вере Петр был невероятно тверд. Он рано ее обрел и до конца сохранял. Евангельскую фразу «Слово было Бог» (Ин. 1, 1) он как литератор понимал буквально. Слово для него было свято, и относился он к нему особенно. Очень много писал на богословские темы. И в его художественных произведениях всегда катарсис. Даже если его герой в чем-то ошибался, в конце все равно приходил к высоким, духовным понятиям. Знаете, Петр с юности сам себя делал. В его дневниках написано, что он каждый день читал сто умных страниц. Это было особенное чтение и его постоянное занятие. Во время поста он прочитывал всю Библию. Но при этом он никогда не показывал свою веру. Это была его сугубо личная жизнь. Но я точно знаю, что слова «чаю воскресения мертвых» были для него главными.

– Ну и последний, очень личный вопрос. Каково это – быть женой такого писателя?

– Это огромное счастье и радость. Я считаю себя одной из тех, наверное, редких женщин, которым повезло с мужем. С ним всегда было очень интересно.

Мария Максимова
Опубликовано: №4 (641) февраль, 2018 

Биографическая справка

Петр Георгиевич Паламарчук (20 декабря 1955 года – 14 февраля 1998 года)
Писатель, литературовед, историк, кандидат юридических наук. Родился в семье морского офицера, Героя Советского Союза Георгия Михайловича Паламарчука. В 1978 году окончил МГИМО, затем работал в Институте государства и права Академии наук.

Досье

Помог Солженицын

«Сорок сороков» – иллюстрированная история московских храмов, составленная в конце 1970-х – начале 1980-х годов. Впервые была издана (под псевдонимом Семен Звонарев) в 1988–1990 годах издательством YMCA-Press в Париже, при поддержке Русского общественного фонда, созданного А.И. Солженицыным. В 1992–1996 годах в переработанном и дополненном виде издана в Москве под подлинным именем автора. В 1997 году Петр Паламарчук удостоен за эту книгу Макариевской премии второй степени в номинации «История Москвы». Третье издание (также исправленное и дополненное по сравнению с предыдущим) вышло в 2004–2005 годах, уже после смерти автора.

Поделиться

Комментирование закрыто