СПАСЕНИЕ ДЛЯ СПАСЕННЫХ

0

Как сочетать осознание своей греховности с радостью о воскресении?

Каждый православный христианин должен постоянно помнить о собственной греховности и кропотливо работать, чтобы побороть свои страсти. Даже после Таинства исповеди мы должны бы приступать к Чаше с ощущением недостоинства. Но как тогда эти чувства сочетать с радостью о грядущем всеобщем воскресении?

Игумен Давид (Беродзе), духовник женского монастыря Атени-Сиони (Грузия): РАДОСТЬ ДАЕТСЯ ЗА СКОРБЬ

Радость Господня приходит к человеку, который кается, который готов исполнять волю не свою, а Господню. И когда человек в этом подвиге испытывает трудности, молится, исповедуется, причащается, когда Господь видит, что человек вознамерился приблизиться к Нему, тогда-то Он и дарует радость. Если же человек не хочет каяться, не утруждая себя исполнением воли Господа, единственная радость, которая в этом случае остается, – мирская. В поисках Господа человек встречает трудности в самом себе из-за греха своего и из-за человеческой немощи. И когда человек скорбит, Господь видит эту скорбь из-за грехов и за нее дает радость.


Игумен Нектарий (Морозов), настоятель Петропавловского храма (Саратов): СПАСЕНИЕ ЛЕЖИТ МЕЖДУ СТРАХОМ И НАДЕЖДОЙ

В одной песне архидиакона Романа (Тамберга; † 1998) поется: «Радость обретенного спасения доступна лишь тому, кто погибал». Радоваться по-настоящему о воскресшем Христе и о том, что всем нам даруется возможность спасения, может ощутить понимающий, что такое смерть. Каким ужасом, какой трагедией она является для человека и всего человечества! Если не понять той беды, в которой мы находимся, того бедственного состояния, в котором пребываем, то невозможно понять и того, что нам дал Господь, и почему Он Наш Спаситель, и из чего эта радость должна проистекать. Представьте человека, который болен, но о своей болезни не знает. Исцелившись, он даже не почувствует радости. По слову преподобного Петра Дамаскина, спасение наше находится между страхом и надеждой.


Иеромонах Кирилл (Зиньковский), доктор богословия, клирик храма Казанской иконы Божией Матери в Вырице (Гатчинская епархия): ПОКАЯНИЕ – ВДОХ, БЛАГОДАРЕНИЕ – ВЫДОХ

В православном понимании покаяние и благодарение дополняют друг друга. Можно сравнить их с дыханием: вдох – покаяние, выдох – благодарение. Они необходимы современному человеку именно взаимным дополнением. Ведь если человек будет только каяться, не вспоминая о милосердии Божием, впадет в уныние. Если же, напротив, будет только благодарить за милость и не каяться, тогда расслабится. Так что покаяние и благодарение друг друга уравновешивают, расширяя духовный горизонт. Тогда-то открывается и море грехов, и море благодати Божией, которое гораздо больше.


Священник Георгий Максимов, клирик храма прп. Сергия Радонежского в Бусинове, преподаватель Московской духовной академии: СМЕРТЬ ПОМОГАЕТ ТРЕЗВО ОТНОСИТЬСЯ К ЖИЗНИ

Помнить о смерти нужно не для того, чтобы грустить. Это бессмысленно. А чтобы спросить себя: жизнь, которую я сейчас веду, соответствует воле Божией или нет? Смерть – конец жизни, она показывает, в каком направлении вся наша жизнь шла. Это практический вопрос, который позволяет вырваться из суеты и получить трезвое отношение к жизни, напомнить себе о том движении к Богу, которое мы, христиане, должны иметь. О воскресшем Христе нужно радоваться, а о наших грехах – сожалеть и скорбеть. И думать, как от них с Божией помощью избавиться.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель Петропавловского и Покровского храмов в Ясеневе: СМОТРИТЕ НЕ НА ГРЯЗЬ, А НА МЫЛО И МОЧАЛКУ

Господь пришел, чтобы каждому даровать жизнь вечную, а потому мы спасены во Христе. Апостол Павел говорил: «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Фил. 3, 13-14).

Радость о Христе Воскресшем не должна нам закрывать глаза на нашу греховную жизнь. Но она выше всех наших грехов.

Каждая Литургия и каждый воскресный день – малая Пасха, воспоминание о воскресении нашего Господа. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Если человек будет грешен и по своим грехам черен от макушки до пят, то постепенно, ревнуя о Святом Причастии, будет убеляться, просвещаться, омываться и, в конце концов, спасется». Надо смотреть не на грязь на теле, а на мыло и мочалку, которая ее отчистит.

Цитата

«Помни два помысла и бойся их. Один говорит: ты – святой, другой: ты не спасешься. Оба эти помысла от врага, и нет в них истины. Но ты думай: я – великий грешник, но Господь Милостивый, Он много любит людей и простит мне грехи мои».

Преподобный Силуан Афонский
Писания, XVII.1

Опрашивал Владимир Ходаков
Опубликовано: №24 (637) декабрь, 2017 г.

Поделиться

Комментирование закрыто