СПИ СПОКОЙНО, ТОВАРИЩ КОТ

0

Увидев заботливо посаженного в уютную корзину ухоженного кота в руках у подступающей к Святой Чаше прихожанки, священник удивился: неужели нельзя было оставить питомца дома? Можете себе представить его изумление, когда благообразная бабуля попросила причастить… самого котофея. И даже начала обижаться, когда ей указали от ворот поворот. К счастью, священнослужитель вовремя сориентировался и сообразил, как достойно выйти из весьма неожиданной ситуации. «Он же не исповедовался!» – объяснил он свой категоричный отказ хозяйке.

Как говорится, и смех и грех. Очень похоже на анекдот, хотя один из авторов этих строк давно знаком с московским священником, который уверяет, что этот случай – чистая правда из его пастырского опыта. «Чем дольше знаю я людей, тем больше я люблю животных» – это обычно приписываемое Генриху Гейне высказывание часто можно слышать от современных любителей кошек и собак. Многие из них искренне убеждены, что животные честнее, вернее, преданнее и даже умнее людей, а люди – падшие, низкие, подлые существа, погрязшие в грехе, обмане и разврате.

«ЛУЧШЕ ДРУЖИТЬ С ЖИВОТНЫМИ, ЧЕМ С ЛЮДЬМИ МИРА СЕГО. ЕСЛИ – ПОСЛЕ БОГА – ТЫ ХОЧЕШЬ ИМЕТЬ ИСТИННОГО ДРУГА, ТО ПОДРУЖИСЬ СО СВЯТЫМИ. ЕСЛИ ЖЕ У ТЕБЯ НЕТ ДРУЗЕЙ-СВЯТЫХ, ТО ДРУЖИ С ДИКИМИ ЖИВОТНЫМИ».

ПРЕПОДОБНЫЙ ПАИСИЙ СВЯТОГОРЕЦ

Конечно, жестокость – грех, и это однозначно плохо. Другая крайность – это чрезмерная любовь и привязанность к животным. Известны случаи, когда женщина из любви к обитающим с ней во множестве кошкам изгнала из квартиры родную дочь, а хозяин собаки, случайно попавшей под автомобиль, в порыве ярости застрелил водителя.

Очеловечивание (и даже обожествление) домашних животных тянет за собой цепочку грехов. Все чаще мы слышим о случаях, когда умерших животных хоронят на человеческих кладбищах и даже устанавливают на их могилах православные кресты. Одно из таких происшествий недавно стало причиной конфликта с привлечением депутатов местной думы в городе Артеме Приморского края. Православная Церковь однозначно считает такие захоронения животных, а тем более использование на их могилах христианских символов, грубым кощунством. Тела наших любимцев должны покоиться на специальных кладбищах для домашних животных либо подвергаться кремации в соответствии с правилами.

В Москве подобное кладбище площадью 2 гектара – кстати, первое в стране – появилось 11 лет назад. Сегодня здесь, в 15-м домовладении по Машкинскому шоссе, вам предложат услуги по усыплению питомца (от 3 до 5 тысяч рублей в зависимости от веса), кремацию (общую или индивидуальную) и захоронение в колумбарной ячейке (аренда обойдется в 4,5 тыс. руб. в год) на стандартном земельном участке или на «аллее героев» (в связи с недавней сменой собственника услуги временно не предоставляются). Чуть по диагонали через шоссе, у входа на Машкинское кладбище, – храм во имя святого мученика Уара. Любопытно, как здесь относятся к такому своеобразному соседству?

«Бывает, записки подают с просьбой помянуть собак и кошек, – разводит руками настоятель иеромонах Леонтий (Васильев). – Приносят даже скончавшихся домашних животных, чтобы тут их… отпеть!» «А когда объясняешь, что по церковным канонам это не положено, пытаются настаивать, – продолжает продавец свечной и книжной лавки Светлана. – Потом идут и покупают лампадки. Так что нельзя исключить, что наши фитили они зажгут над могилой любимого Барсика… Было дело, к нам через забор даже труп собаки перебросили».

«НЕКОТОРЫЕ ПРИВЯЗЫВАЮТСЯ К ЖИВОТНЫМ, НО ЭТИМ ОНИ ОСКОРБЛЯЮТ ТВОРЦА, ИБО ЧЕЛОВЕК ПРИЗВАН ВЕЧНО ЖИТЬ С ГОСПОДОМ, ЦАРСТВОВАТЬ С НИМ И ЛЮБИТЬ ЕДИНОГО БОГА. К ЖИВОТНЫМ НЕ ДОЛЖНО ИМЕТЬ ПРИСТРАСТИЯ, НО ДОЛЖНО ТОЛЬКО ИМЕТЬ СЕРДЦЕ, МИЛУЮЩЕЕ ВСЯКУЮ ТВАРЬ».

ПРЕПОДОБНЫЙ СИЛУАН АФОНСКИЙ

По условиям работы кладбища кремация трупов совершается тут же, на месте. Жители окрестных куркинских кварталов долго жаловались на невыносимый запах, который доносился с кладбищенской территории по ночам (правда, было это несколько месяцев назад). Что тут сказать? Интуитивно православному понятно: в превозношении бессловесных тварей над человеком – образом Божиим – определенно есть что-то греховное, неправильное.

Православная Церковь расценивает чрезмерную любовь к животным как идолопоклонство. Равно согрешают и те, кто ненавидит животных, и те, кто фетишизирует собаку или кота, возводит их в ранг идола, превращает свою жизнь в служение животным, отводя им в своем сердце то место, которое предназначено Богу и людям. Задумавшись над природой фетишизации животных, столь распространившейся в современном обществе, несложно понять, что в его основе – «мать всех грехов» – гордыня, тщеславие человеческое. Любить животное легко и приятно: бессловесные твари восхищаются человеком, утешают его своей преданностью и тем, что полностью зависимы от хозяина. Людям нравится быть царями, благодетелями, вершителями судеб, иметь власть над живыми. Любовь к человеку, равному себе, неразрывно связана со смирением, соучастием, учетом нужд и интересов ближнего. А животным можно повелевать, ощущая себя высшим существом. Пагубность такой мотивации совершенно очевидна каждому православному человеку.

Андрей Клочков, Михаил Терентьев
Опубликовано: №3 (640) февраль, 2018 г.

Просто анекдот

Человек глазами домашних животных

Собака: «Это высшее существо, обладающее столькими навыками, заботится обо мне, кормит, дает приют, защищает: наверное, он бог».
Кошка: «Это высшее существо, обладающее столькими навыками, заботится обо мне, кормит, дает приют, защищает: наверное, я бог».

Поделиться

Комментирование закрыто