В начале сентября столица по традиции празднует день города. За светским торжеством, за народными гуляниями и хорошим настроением обычно забывается, что на первое воскресение сентября приходится Собор московских святых – день памяти небесных покровителей нашего города. Вполне логично, что в их сонм входят святые, которые тем или иным образом связаны с Москвой: одни здесь родились, другие приняли свой мученический венец.
Сейчас Собор московских святых включает 542 подвижника благочестия XIII–XX вв., начиная с мучеников князей Михаила Всеволодовича Черного и боярина Феодора Черниговских († 1245, память 14 февраля, 20 сентября) и венчая памятью священноисповедника Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского († 1962, память 15 октября). Сегодня мы решили рассказать о посвященном всем им столичном храме и вспомнить, когда они были прославлены Церковью.
ХРАМ СОБОРА МОСКОВСКИХ СВЯТЫХ В БИБИРЕВЕ
Престолы: Собора Московских Святителей, Николая Чудотворца.
Возведение храма по проекту заслуженного архитектора России Виктора Захарова заняло 12 лет и продолжалось с 2003 по 2015 гг. Церковь вмещает на полтысячи молящихся больше по сравнению с Храмом Христа Спасителя. Во время строительства применялись новейшие строительные технологии – в частности, несъемная кирпичная опалубка для заливки бетона. Архитектор разработал уникальную облицовку из измельченных минералов, и в результате получился сверхдолговечный материал, не уступающий по красоте натуральному мрамору, но по цене штукатурки.
При храме действует Православный молодежный центр, рок-клуб для неформальной молодежи, Русско-Сербское братство, клуб русского рукопашного боя, детская школа, музыкальная и художественная школы, а также иные объединения.
Ежедневное богослужение: в 17.00 вечерня и утреня; в 9.00 – Литургия.
По воскресным дням и двунадесятым праздникам – две Божественные литургии в 6.30. и в 9.30.
Адрес: Костромская ул., д. 7.
Ближайшие ст. метро: «Бибирево», «Медведково»
5 малоизвестных московских святых
Праздник Собора московских святых установлен в 1997 г. по благословению Патриарха Алексия II и решением Священного Синода в год 850-летия города Москвы. В этом году он празднуется, таким образом, в двадцатый раз.
В соборе Московских святых есть ряд имен, о которых мы до сих пор ничего не знаем: преп. Карп Московский, преп. Иоанн Златой, симоновский келарь, и др. Например, о преподобном Карпе мы узнаем из книги графа М.В. Толстого «Хронологический список русских святых», где в одном из рассказов находится упоминание «преподобного Карпа Московского» в списке русских святых XVII века. Преподобного Иоанна Златого мы находим на единственной иконе среди прочих святых иноков Симонова монастыря; иных сведений о нем нет.
Московские святцы уже несколько лет доступны верующим нашего города. Относительно плохо мы знаем новомучеников, память которых только учимся почитать (но Москва тут – отнюдь не исключение на общецерковном фоне). Однако и среди подвижников XIII–XIX веков есть имена, которые проходят как бы мимо молитвенного внимания москвичей. Вспомним лишь некоторые из них.
БЛАГОВЕРНЫЙ ЦАРЬ ФЕОДОР БЛАЖЕННЫЙ
Феодор I Иоаннович (11 мая 1557 – 7 (17) января 1598) – царь всея Руси и великий князь Московский с 18 (28) марта 1584 года, третий сын Ивана IV Грозного и царицы Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой, последний представитель московской ветви династии Рюриковичей.
Когда родился Федор, Иван Грозный повелел выстроить церковь в Феодоровском монастыре Переславля-Залесского. Этот храм в честь Феодора Стратилата стал главным собором монастыря и сохранился до настоящего времени. По преданию, на месте самого рождения царевича, в урочище Собилка, в 4 км от города по направлению к Москве, была поставлена каменная часовня-крест (сохранилась до нашего времени). Со слов самого Ивана Грозного, Федор был «постник и молчальник, более для кельи, нежели для власти державной рожденный».
В конце 1597 года Феодор Иоаннович смертельно заболел и 7 января 1598 года в час ночи скончался. На нем пресеклась московская линия династии Рюриковичей (потомство Ивана I Калиты). Тело царя было погребено в Архангельском соборе Московского Кремля.
СВЯТИТЕЛЬ СИМОН (ЧИЖ)
(† 1511/1512), митрополит Московский и всея Руси.
Поставление Симона на митрополичью кафедру в 1495 г. сопровождалось новым и сложным церемониалом. Великий князь Иоанн Васильевич сам вручил главе Русской Церкви пастырский жезл и обратился к нему с приветственной речью. После посвящения митрополит Симон ездил вокруг города на осляти, причем осла под ним водил боярин великого князя.
Святитель Симон принимал активное участие в Соборе 1504 года против ереси жидовствующих. Его поддержка сыграла решающую роль в исходе ссоры между волоколамским игуменом Иосифом Волоцким и архиепископом Новгородским Серапионом.
По одной версии, 26 апреля 1511 года митрополит Симон заболел и скончался 30 апреля того же года. По другим данным, весной 1511 года он оставил митрополию и уехал в Троицкий монастырь, а скончался 12 января 1512 года. Погребен был в Архангельской церкви Чудова монастыря. Позже его останки были перенесены в Успенский собор Московского Кремля, где покоятся и ныне.
Митрополит Симон именуется мужем непорочной жизни, великого смирения, украшенным всеми добродетелями. Он был весьма начитан, прекрасно знал Священное Писание и каноническую литературу. Об этом свидетельствуют его собственные сочинения и обращенные к нему послания архиепископов Новгородских Геннадия и Серапиона, преподобного Иосифа Волоцкого. Митрополит Симон был также хорошим иконописцем: известна написанная им Владимирская икона Божией Матери.
ПРЕПОДОБНЫЙ МИХЕЙ РАДОНЕЖСКИЙ
Один из первых учеников преподобного Сергия Радонежского, жил с ним в одной келье и под его руководством достиг духовного совершенства. За кротость души и чистоту сердца преподобный Михей при жизни удостоился быть свидетелем явления Божией Матери своему великому наставнику.
Однажды преподобный Сергий, совершив молитвенное правило, сел немного отдохнуть, но вдруг сказал ученику: «Бодрствуй, чадо, мы будем иметь чудное посещение». Едва произнес он эти слова, как был услышан голос: «Пречистая грядет». Внезапно засиял свет ярче солнечного, преподобный Михей пал ниц на землю и от страха лежал как бы мертвый. Когда преподобный Сергий поднял своего ученика, тот спросил: «Скажи мне, отче, что это за чудное видение? От ужаса душа моя едва не разлучилась от тела». Тогда преподобный Сергий рассказал своему ученику о явлении Пресвятой Богородицы.
Святой Михей преставился Богу в 1385 году. Празднование памяти преподобного Михея совершается 6 мая, мощи его почивают под спудом в Троице-Сергиевой Лавре, одна из церквей которой освящена в его честь.
ЕЛЕНА МОСКОВСКАЯ
Елена (Агриппина) Семеновна Девочкина (†18 ноября 1547) – первая игуменья московского Новодевичьего монастыря, схимница.
Происходила из рода землевладельцев Галичского, Нижегородского и Суздальского уездов. Предполагаемые (на основе записи в синодике Новодевичьего монастыря) имена родителей – инок Сергий и инокиня Таисия.
Приняла монашеский постриг в суздальском Покровском монастыре. Весной 1525 года вместе с 18 инокинями Покровского монастыря по указанию великого князя Василия III перешла в основанный им по обету московский Новодевичий монастырь.
Перед смертью Елена с благословения митрополита Макария составила духовную грамоту – своеобразный устав с важными данными о первых годах аристократического Новодевичьего монастыря, где постриг принимали представительницы знатных родов. Навещавшие их родственницы подолгу проживали в монастыре и вели мирской образ жизни (содержали прислугу, имели неуставные трапезы). Елена, выступая против этого, в своей духовной запрещает жить в монастыре мирянкам, а для монахинь устанавливает запрет на прислугу и еду в кельях.
Скончалась 18 ноября 1547 года и была погребена у северной стены алтаря Смоленского собора. В конце XVII века над могилой возвели часовню, которая перестраивалась в 1720–1722 годы. В 1920–1930 годы в ходе перепланировки монастырского кладбища часовня была разобрана, и в настоящее время могильная плита указывает лишь приблизительное место захоронения Елены Московской.
ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК МИНА
(Шелаев Иван Власович (1882–1937) – единоверческий архимандрит, миссионер, один из самых необычных в сонме Московских святых.
Родился 15 сентября 1882 года в селе Пересветово Дмитровского уезда Московской губернии. С 1910 по 1913 год служил учителем церковно-приходской школы при Московском Никольском единоверческом монастыре, где проявились его незаурядные миссионерские способности. 12 апреля 1915 года, в день памяти прмч. Мины Палестинского, убиенного стрелами от сарацин в VII веке, был пострижен в монашество с именем Мина.
1 января 1917 года был назначен Рязанским епархиальным миссионером. Главной целью своей миссии он видел в примирении старообрядцев с Православной Церковью.
5 января 1936 года арестован, содержался в тюрьме города Рязани и был приговорен к 5 годам ИТЛ. Определен для отбывания срока в Сусловское отделение Сиблага.
В сентябре 1937 года было возбуждено следственное дело о существовании в лагере контрреволюционной группы под руководством заключенного архиепископа Серафима (Самойловича). По данному делу были привлечены 15 человек, среди них – архимандрит Мина. 28 октября тройкой при УНКВД по Новосибирской области был приговорен к расстрелу. 4 ноября 1937 года был расстрелян в Сусловском лагерном пункте Сиблага.
Опубликовано: №17 (606) сентябрь, 2016 г.