СВИДЕТЕЛЬ ПОКАЯНИЯ

0

Если грехи отпускает Господь, какую роль при этом выполняет священник?

Приходя на исповедь и искренне примирившись со всеми, с кем были в ссоре или в раздоре, разрешение грехов мы стремимся получить от Господа. Тогда к чему стоящий у аналоя священник? Зачем он накрывает епитрахилью главу кающегося? И наконец, какой «магической» силой обладает прочитанная им разрешительная молитва? Эти и подобные им вопросы хотя бы раз посещали каждого православного христианина в момент совершения таинства исповеди или подготовки к нему.

Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт:
СВЯЩЕННИК – СВИДЕТЕЛЬ В ОТКРЫТОМ ДИАЛОГЕ ЧЕЛОВЕКА С БОГОМ

В этом свидетельстве для священника самое главное – поддержать человека в покаянии, помочь ему раскаяться. Найти такие слова и примеры из Священного Писания, из жизни святых угодников Божиих, чтобы окрылить человека, чтобы он захотел вернуться к Богу. Сказать о Боге так, чтобы дальше человек без Бога не мог быть счастливым. И в этом смысле благодатная сила таинства заключается в уверенности человека в том, что он может измениться к лучшему. Поэтому поговорка, что горбатого могила исправит, – для мертвых, а живые силой благодати Божией могут выпрямить все свои искривления.


Епископ Рославльский и Десногорский Мелетий:
БЕЗ НАЗЫВАНИЯ ГРЕХА НЕТ ПОКАЯНИЯ

Из семи известных таинств в нашей Церкви в двух – венчании и покаянии – слово христианина есть неотъемлемая часть таинства. Распространено суеверие, что нельзя повторять рассказанное на исповеди: мол, это как-то повлияет на саму исповедь, на совершенное таинство. Это не так, хотя, конечно, бахвальства ради не стоит пересказывать поведанное на исповеди. Это, конечно, не относится к запрету на разглашение тайны исповеди: священник раскрывать ее не имеет права ни в коем случае.


Протоиерей Сергий Правдолюбов, доктор богословия, настоятель храма Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве:
«СЕ ЧАДО, ХРИСТОС НЕВИДИМО СТОИТ, ПРИЕМЛЯ ИСПОВЕДАНИЕ ТВОЕ»

Один священник был запрещен в служении, но паства у него исповедовалась, венчалась, а еще он крестил и причащал. Когда правящий архиерей в этом разобрался, прислал грозный указ: все совершенные священником таинства остаются действительными, но с этого момента к нему не подходить. Господь прекрасно знает, кто кается искренне, а кто нет! Как очень хороший юрист, Он использует любую возможность во благо человека. Господь специально не дал людям ангельского ведения, созерцания, знания, чтобы из милосердия к нашей немощи воспользоваться любым способом нас простить. Господь удивляет Своим милосердием и хочет всех спасти!


Иеромонах Мефодий (Зинковский), клирик Казанского храма в Вырице (Гатчинская епархия), кандидат филологических наук, доцент исторического факультета Санкт-Петербургского университета:
ИСПОВЕДУЯСЬ СВЯЩЕННИКУ, СМОТРИШЬ НА СВОИ ГРЕХИ СО СТОРОНЫ

Человек создан по образу и подобию Божию. В сумме мы все вместе представляем некую таинственную многоликую икону бесконечной троичной единицы. Когда человек пытается приблизиться к Господу в таинстве покаяния, ему нужна не только вертикаль устремленности к Богу, но и горизонталь отражения покаяния в отношениях с себе подобными. Священник и выполняет эту функцию. В исповеди со священником есть и психологический аспект: возникает ощущение стыда, приходит осознание того, что ты говоришь. Ты словно смотришь на свои поступки глазами другого человека и переосмысляешь то, в чем укорял себя наедине.


Протоиерей Георгий Бреев, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском
ИСПОВЕДЬ ВВОДИТ НАС В ГЛУБИНУ ДРУГИХ ТАИНСТВ ЦЕРКВИ

Исповедь – то, с чего начал проповедь Иоанн Предтеча: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3, 2). Так он готовил людей ко встрече со Христом: Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем (Мф. 3, 11).

Каждое таинство не действует без Духа Святого, однако покаяние предваряет то, что человек не может познать без благодати Божией. Поэтому апостол Павел говорит: никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым (1 Кор. 12, 3).

«Взыщите Бога, и жива будет душа ваша», – восклицает Псалмопевец (Пс. 68, 33). Наша воля не должна спать, она должна пробудиться, понять, что другого пути, как и второй жизни, быть не может. Так человек совершает первый шаг к Богу. Потом Господь идет навстречу, но первый шаг свободный человек делает сам.

Конечно, если поблизости нет священника или храм далеко, но внутри присутствует покаяние, тогда можно обратиться к Евангелию и каяться дома. Но если есть возможность, надо идти в церковь согласно закону Христову: Слушающий вас Меня слушает (Лк. 10, 16).

Опрашивал Владимир Ходаков
Опубликовано: №3 (640) февраль, 2018 г.

Цитата

Начало доброго пути есть исповедаться священнику от всей души в грехах, а особенно в духовном невежестве, что не имеют совершенного познания о таинствах христианства, не знают, в чем состоит вера.

Преподобный Симеон Новый Богослов

Поделиться

Комментирование закрыто