ТРЕТЬЕ ИЗМЕРЕНИЕ ФАСАДНОЙ СТЕНЫ

0

Учимся читать скульптурные рельефы церковных зданий

Резные и лепные барельефы на фасадах церковных зданий – явление в православном зодчестве достаточно редкое. Исключением можно считать стены древних церквей Владимирской Руси, а также некоторые храмы времен Петра I и послепетровской эпохи, когда воздавалась дань моде на западную архитектуру. Мы рассмотрим различия и общие черты этих двух типов барельефов на примере трех замечательных московских храмов-памятников.

Малое Вознесение: гости из прошлого

Сначала обратимся к Вознесенской церкви на Большой Никитской улице, которую называют Малым Вознесением. На внешних стенах и на церковной ограде этого храма можно увидеть замечательные резные каменные барельефы работы современного художника, выполненные, однако, в духе древних образцов Владимира, Суздаля, Юрьева-Польского. Такие барельефные изображения, с одной стороны, кажутся простоватыми и наивными, но в то же время очень выразительны и хорошо соответствуют традициям религиозного искусства.

Можно предположить, что во Владимире XII века с внешней стороны храма помещалось все, что не могло по тем или иным причинам попасть во внутреннее сакральное пространство церкви. Внешняя стена символизировала земной мир. Поэтому помимо фигур Спасителя, Богородицы и святых здесь могли присутствовать повседневные земные образы: изображения растений и животных, портреты членов княжеской семьи… Часто здесь помещались не вполне привычные для современного церковного сознания сюжеты: Александр Македонский, кормящий пернатых грифонов львятами; мифический Геракл, разрывающий пасть хищнику; сфинксы, змеи и драконы.

Барельефы церкви Малое Вознесение в этом смысле гораздо каноничнее. Здесь изображены святые столпники, мученики, благоверные князья. Попасть внутрь храма этим иконам-изображениям, быть может, помешало не содержание, а сопутствующая им несколько непривычная, экспериментальная форма. Слева от входа в храм находится довольно редкая иконография святителя Николая, окруженного спящими семью отроками Эфесскими. Как известно, эти святые были замурованы мучителями в пещере и проспали в ней несколько веков, пробудившись совсем в иную эпоху.

Успенский Вражек: полноценные скульптуры

Недалеко от Малого Вознесения есть еще одна церковь с барельефами на внешних стенах: Успенский храм на Успенском Вражке. Характер этих барельефов, вернее, горельефов (см. справку) совершенной иной. Это, по сути, полноценные скульптуры, выполненные в академической технике. Достойна внимания центральная композиция Успения Пресвятой Богородицы. При всех технических достоинствах такой барельеф, однако, кажется достаточно далеким по духу от традиционного православного искусства.

Меншикова башня: таинственные символы

Интересные барельефы украшают стены храма Архангела Гавриила на Чистых прудах – Меншикову башню. Несколько лепных композиций содержат символику таинства причастия. На восточной стене – Младенец, лежащий на дискосе со звездицей. Вокруг – евангельская цитата, которую произносит священник на проскомидии: И пришедши звезда, ста вверху, идеже бе Отроча (Мф. 2, 9). Звездица – образ Вифлеемской звезды, а дискос – ясли, где родился Младенец Христос, который отдаст Свою плоть и кровь для искупления человека. Кстати, схожая символика, помещающая Младенца Иисуса в церковные сосуды, содержится на образах Иоанна Крестителя «Ангел пустыни» и Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

Тему Евхаристии продолжают два других барельефа. На одном из них видим изображение алтаря с надписью «Се жертва тайная совершена дориносится» из песнопения Литургии Преждеосвященных Даров «Ныне силы небесные с нами невидимо служат». Другой барельеф представляет собой чашу с медальоном, отмеченным первыми буквами имени Спасителя IXS – Иисус Христос Спаситель – и словами: сия чаша есть новый завет (1 Кор. 11, 25).

Церковь Архангела Гавриила на Чистых прудах построена в Петровскую эпоху, и неудивительно, что ее барельефы внешне отражают западное влияние. Однако по смыслу многочисленные фигурки ангелов, напоминающие амуров, следуют той же логике, которой следовали создатели барельефов древних храмов Владимирской Руси. Там животные, растения и фантастические существа иллюстрировали слова песнопевца Давида: «Всякое дыхание да хвалит Господа» (см. Пс. 148). Здесь же слова из псалмов представлены на многочисленных раскрытых книгах и свитках, над которыми парят ангелы. Встречаются тут и выдержки из Акафиста Пресвятой Богородице.

Антон Саков

Справка

Барельеф (фр. bas-relief «низкий рельеф») –  разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объема; если более, то это горельеф («высокий рельеф»).

Поделиться

Комментирование закрыто