ТРЕВОЖНОЕ НЕБО, КРЕСТЫ ЗОЛОТЫЕ

0

Неотделимость истории Церкви от истории Российского государства – вот чем можно объяснить особую тягу московской художницы среднего поколения Татьяны Родиной к изображению монастырей, наиболее тесно связанных с ключевыми событиями отечественной истории. Да и вся Москва, как мы помним, столетиями называлась «Сорок сороков» – по числу украшавших ее православных храмов.

Осенняя дорога к храму на полотнах Татьяны Родиной

Осень – любимое время художницы. В 1998 году Татьяна Родина пишет безлюдный осенний пейзаж с видом Успенского собора Святогорского монастыря. Именно здесь нашел свое вечное упокоение Пушкин.

Белые монастырские постройки с небольшими темными окнами и низкой аркой-входом застыли среди пожелтевших деревьев на небольшой возвышенности, куда поднимаются ступени широкой лестницы. Мелодия в сознании зрителя, задумавшегося об Успении Божией Матери и погруженного в это полотно, сродни «Реквиему» Моцарта. Кажется, в самом воздухе растворена печаль. Черные стволы деревьев, черные ступени, крошечные черные окна на белоснежных монастырских стенах и черный же купол храма…

Вечерняя прогулка в Данилов монастырь. 1994 год

Вечерняя прогулка в Данилов монастырь. 1994 год

В 1994 году появилось полотно «Вечерняя прогулка в Данилов монастырь». Семь женщин самых разных возрастов торопятся к вечерне. Среди них – старушка, маленькая девочка и девушка-подросток. Но первой идет самая пожилая.

img405Татьяна Родина нечасто пишет людей рядом с архитектурными ансамблями. Продуманность композиции отмечаешь сразу. Монастырь в вечерних сумерках кажется особенно монументальным, людские фигурки на его фоне – подчеркнуто хрупки и уязвимы. И вновь это не случайные прохожие, а процессия, и она не идет, а шествует. Каждый из ее участников погружен в этот вечерний час в собственные мысли… И вновь на уровне колорита полотно решено сдержанными красками, где заметно лидируют коричневый и голубовато-серый тона.

Святогорский монастырь. 1998 год

Святогорский монастырь. 1998 год

В 1998 году Татьяна пишет церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцеве. Как известно, усадьба принадлежала меценату Савве Мамонтову, умевшему сплотить вокруг себя талантливых людей. Кто только не бывал здесь – Поленов, Васнецов, Репин, Суриков, Коровин…

Художница изобразила абрамцевский храм на фоне осеннего пейзажа. С грозно чернеющих куполов устремлены в тревожное, облачное небо три золоченых креста. Последние солнечные лучи бережно коснулись монастырских стен. Овальные окна и входная арка, овалы куполов, рифмуясь между собой, дробят пространство полотна и придают ему свое­образную музыкальность. Безлюдна дорога, огибающая монументальные стены. В пространстве холста царят два полноправных героя – изысканно-оригинальный, словно перенесенный в нашу реальность из былины про Илью Муромца и Алешу Поповича, собор и осенняя природа. Что же, у каждого из нас своя дорога к храму. Ну а дело художника-философа – напомнить нам, что до последнего дня жизни у нас есть возможность пройти по ней.

Лола Звонарева, доктор исторических наук, член правления Союза художников Подмосковья

Справка: Татьяна Родина
Живописец, график, педагог. В 1983 году окончила Московский государственный художественно-промышленный университет им. С.Г. Строганова. Член Союза художников России с 1993 года. Член Международного художественного фонда. С 1984 года участвует в городских, республиканских и международных выставках. Работы находятся в частных и корпоративных коллекциях и галереях России и многих зарубежных стран.

Опубликовано: №19 (608) октябрь, 2016 г.

Поделиться

Комментирование закрыто