ТЯЖЕЛО В МОЛИТВЕ – ЛЕГКО НА НЕБЕ

0

Что делать верующему человеку  во время долгого богослужения?

kozlov

Протоиерей Максим Козлов,
1-й заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, настоятель Патриаршего подворья – храма Преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной:
МОЛИТЕСЬ ХОТЯ БЫ ТРИ МИНУТЫ

Но чтобы получилось помолиться хотя бы три – пять минут, нужно в храме отстоять полтора-два часа. А если будем стоять минут 10–15, то образуется секунд пять. И дальше по убывающей пропорции…


 

osipov

Алексей Ильич Осипов,
профессор Московской духовной академии:
КОНЦЕНТРИРУЙТЕСЬ НА МОЛИТВЕ

По своей природе внимание человека не может быть долго сосредоточено. Попробуйте прочитать «Отче наш» без рассеянности – и увидите: несколько раз отвлечетесь. Но во время длинного богослужения каждый человек хотя бы время от времени может привлекать свое внимание на молитву. Почему это важно? Во-первых, он все-таки несколько раз сосредоточенно помолится, и Господь его услышит. Во-вторых, постоянная концентрация внимания на молитве тренирует ум, сердце и душу. Поэтому длинные службы оказываются самой благоприятной атмо­сферой для общения с Богом.


 

POPICHENKO

Протоиерей Евгений Попиченко,
руководитель отдела социального служения Екатеринбургской епархии, настоятель собора Успения Пресвятой Богородицы в Екатеринбурге:
НЕ ТЕРЯЙТЕ БОГООБЩЕНИЯ

Если службы долгие и трудные, это говорит о том, что мы потеряли Бога. Ведь дана заповедь: «Непрестанно молитесь». Мы постоянно должны быть в общении с Богом, и при нормальном духовном состоянии служба приносит радость, утешение и гармонию.

С другой стороны, как говорил Суворов, тяжело в учении – легко в бою. И коль Православие воспитывает граждан для Неба, а путь в Царство Небесное труден и узок, его обретают немногие. Церковь нас заранее готовит, тренируя терпение, выдержку, мужество, внимательность. Это своеобразная воинская подготовка!


SKURAT

Протоиерей Николай Скурат,
клирик храма Пророка Божия Илии в Обыденском переулке, секретарь ученого совета Сретенской духовной семинарии:
НАСТРАИВАЙТЕСЬ НА БОГОСЛУЖЕНИЕ

Даже длинные богослужения при хорошем чтении, пении, возгласах и должном благоговении не утомляют. Главное, чтобы мы, обращаясь к Богу Всемогущему, не были как Вааловы жрецы. Сколько те ни прыгали, ничего сделать не смогли. Тут многоглаголание носит характер чисто риторический или даже демонический. В этом смысле наше главное отличие, что мы поклоняемся Богу Истинному.

Ведь дело не в том, чтобы произнести какое-то огромное количество одинаковых слов. В службе важны помогающие настроиться на молитву моменты. Потому что не каждый идет в храм, читая молитву и готовясь к  богослужению. Вот и получается: вошел – и весь мир с собой принес. Может, пока 40 раз «Господи, помилуй» читается, человек успокоится, сосредоточится.


GUMEROV

Протоиерей Павел Гумеров,
настоятель храма Святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских в Марьине:
ВСЕ ПОЗНАЕТСЯ В СРАВНЕНИИ

Совсем не длинные у нас богослужения! В XVII веке, во времена Патриарха Никона, службы начинались часа в четыре утра и заканчивались где-то в девятом часу.

Церковь руководствуется изложенным в Типиконе Иерусалимским уставом. На приходах он адаптируется под 2,5–3 часа всенощного бдения. Про Литургию, думаю, никто не скажет, что она длинная: максимум 1,5–2 часа с молебном и чтением записок. Ниже этого нельзя опускаться, иначе мы пойдем по пути очень опасному, который выбрала Католическая Церковь после Второго Ватиканского собора. Они стали очень сильно сокращать богослужения, вводить прочие новшества. Все это привело к сильному оттоку верующих. Церковь должна хранить предание и устав.

Владимир Ходаков

Опубликовано: №15 (604) август, 2016 г.

Поделиться

Комментирование закрыто