В МЕРУ И ПОДОБИЕ ГРОБА

0

Новый Иерусалим – единственное место в мире, где Палестина воссоздана в «образной» полноте, со всеми местами земной жизни Спасителя

newerusalim (2)

Как Истра стала Иорданом и зачем на Красной площади возвели Голгофу

Есть в России храм, в котором два с половиной столетия подряд каждое воскресенье, кроме дней Великого поста, звучало всерадостное приветствие «Христос Воскресе!» – «Воистину Воскресе!» Сейчас эта традиция здесь, в Новом Иерусалиме, возрождается. В этом году у православных верующих снова появилась возможность поклониться главной святыне Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря – Живоносному Гробу Господню. Уникальная Кувуклия – возведенная над ним в точном соответствии с иерусалимским первообразом часовня – восстановлена после кропотливого процесса научной реставрации. Однако истории доподлинно известно о существовании третьей копии Гроба Господня, некогда находившейся в самом сердце России.

Иерусалим

Гражданская авиация сделала паломничество на Святую Землю для современных христиан вполне доступным, чего были лишены наши предки. Конечно, образ Иерусалима и главных христианских святынь всегда присутствовал в их сознании благодаря богослужебным текстам и песнопениям. Заветный град подлинного свидетельства Воскресения Господня был доступен только избранным. Этого не могли себе позволить даже многие русские самодержцы – уж слишком долгим и опасным было путешествие! В 1558 году царь Иван Грозный снарядил в Константинополь, Иерусалим, Египет и на Синайскую гору посольство, в состав которого входил купец Василий Позняков. Это путешествие длилось несколько лет, и не все из него вернулись живыми. Подробный рассказ о нем можно прочитать в интереснейшем труде «Хождение на восток», где Позняков подробно описал все увиденное в Иерусалиме.

newerusalim (3)

«Святая святых» в Кремле

Первая документально подтвержденная попытка создать Русскую Палестину и перенести образ Храма Гроба Господня на нашу землю принадлежит взошедшему на престол в 1598 году Борису Годунову. Он задумал построить в Кремле «Святая святых» – храм, прообразом для которого, как утверждают последние исследования этого проекта, должен был стать именно иерусалимский Храм Гроба Господня. Осуществить свое начинание Годунов не успел. Однако известно, что по его указу в 1599–1600 годах была закончена (или, по крайней мере, частично изготовлена) главная святыня будущего храма – Гроб Господень. Историографический памятник «Пискаревский летописец» содержит сведения о золотом кованом гробе. Во «Временнике» дьяка Ивана Тимофеева можно прочесть, что годуновский Гроб Господень был в меру и подобие иерусалимского, а также «весь златосиянен вообрази потщася, каменобисеро и златовязно устроити». Это мерное подобие делало реликвию иконой Живоносного Гроба. Святыня была разграблена и уничтожена поляками при Лжедмитрии I.

Почти тогда же, в самом конце XVI века, на Красной площади вместо старого деревянного возводят новое каменное Лобное место (­по-еврейски – «Голгофа»). Исследователи не исключают, что это строительство также было задумано как сознательное «перенесение» в Москву иерусалимского топонима – названия одного из святых мест, над которым император Константин Великий поставил церковь. К моменту годуновского правления она уже входила в комплекс Воскресенского собора в Иерусалиме.

Новый Иерусалим

Спустя полвека после начала работы над созданием так и не построенной в Кремле «Святая святых» масштабный проект по строительству Нового Иерусалима под Москвой начинает Патриарх Никон. Он задумывает не просто построить копию иерусалимского Храма Гроба Господня, но создать пространственный образ Святой Земли. Новый Иерусалим – единственное место в мире, где Палестина воссоздана в «образной» полноте, со всеми местами земной жизни Спасителя. На Сионе красуется Воскресенский мужской монастырь, главный собор которого сооружен по образу Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Здесь есть своя Галилея, где жил и проповедовал Христос, Вифлеем, где родился Спаситель, река Иордан (Истра) и холм Елеон, где, согласно Евангелию, жили жены-мироносицы Марфа и Мария и воскрешенный Спасителем брат их Лазарь. Монастырь возводился несколько десятилетий и был завершен уже после кончины Патриарха Никона. Когда-то это была богатейшая обитель, где проживали полтысячи насельников. Сейчас она активно возрождается. Близится к завершению стартовавшая в 2012 году грандиозная научная реставрация ансамбля, главные памятники которого были безжалостно уничтожены немецко-фашистскими захватчиками в 1941 году.

Мария Максимова


Последняя новость:

По случаю завершения  реставрации 8 мая  в Ново-Иерусалимском монастыре Патриарх  Кирилл совершил чин  великого освящения  Воскресенского собора.

newerusalim

Комментарий:

Игумен Феофилакт (Безукладников), наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского  
ставропигиального мужского монастыря:
МОНАСТЫРЬ, КАК ИКОНА

Ново-Иерусалимский монастырь создан как образ и подобие (или как икона, список) Храма Гроба Господня, чтобы те, кто не был на Святой Земле, могли сюда приехать и поклониться основным святыням христианства – Гробу Господню, Камню миропомазания, Камню повития и святой Голгофе, месту обретения Креста Господня и другим святыням. Нам очень приятно, что к нам на Пасху приезжают и паломники из других стран. Так, в этом году была палестинская делегация в количестве сорока человек.

Сейчас Кувуклия впервые после реставрации открыта для посещения и молитвы. По мере завершения всех работ в течение ближайшего года собираемся вернуться к тому уставу, который был в Новом Иерусалиме до революции. Пока что стараемся приблизиться к нему по каким-то отдельным моментам.

Поделиться

Комментирование закрыто