В ПОСЛЕДНИЙ ПУТЬ ПО-ГРЕЧЕСКИ

0

В Греции – стране, где преобладает религиозно-мистическое народное сознание, смерть не относится к запретным темам. Когда по улице за гробом следует траурная процессия, люди не отводят глаз, делая вид, будто происходящее их никогда не коснется, а выражают сочувствие. На похороны и поминки берут с собой и детей. И редко где можно встретить такую твердую уверенность, что новопреставленный дедушка Йоргос (Георгий) или тетя Ставрула сейчас уж точно в раю. Ведь где же еще, как не в вечно цветущем саду у Христа, Господь определил место после смерти таким хорошим людям?!

_HV_9451

Похороны – общее дело

О предстоящих похоронах, а также о поминках на сороковой день и в годовщины смерти в Греции возвещают традиционные для всех балканских стран поминальные листки. Они расклеены на деревьях, столбах, заборах, автобусных остановках и при входе в храм.

Даже не зная языка, легко догадаться, что объявление с портретом человека в траурной рамке, именем и датами рождения и смерти, – это приглашение для всех желающих помянуть покойного молитвой и добрым словом. В листовках обычно указывают, где и в какое время состоится отпевание или панихида, когда и где тело покойного будет предано земле, будет ли поминальная трапеза. Типичным греческим погребальным обрядом «по умолчанию», «как у всех», служит православное церковное отпевание. Если хоронят атеиста, некрещеного человека или самоубийцу, то специально подчеркивают, что состоится не отпевание, как обычно, а светская или гражданская панихида. Для людей, по каким-либо причинам не желающих для себя традиционного церковного отпевания и проводов со священником на кладбище, на Балканах придумывают и особые поминальные листки – без крестов, красного или голубого цвета.

Могила по семейной «эстафете»

Как правило, греческие похороны многолюдны. На отпеваниях и погребениях в России иногда можно наблюдать, что проводить покойного в последний путь пришли только самые близкие пять-десять человек. В Греции же, если церковь переполнена и там сейчас не идет воскресная или праздничная Литургия, то, скорее всего, совершается одна из семейных треб с большим количеством гостей: радостных и нарядных (если это крестины или венчание) и полных скорби, не скрывающих слез, если это отпевание.

На прощание с усопшим греки готовят большое и щедро украшенное блюдо сладкого колива. На коливе обычно выкладывают крест и имя покойного, украшая блюдо цветами, свечами и разными узорами. После отпевания или панихиды коливо рассыпают маленькими порциями в бумажные кульки или полиэтиленовые пакетики и раздают всем, кто присутствовал на богослужении и желает помянуть покойного. Иногда в память о покойном раздают сладости в специальных красивых пакетиках из глянцевой бумаги с надписью «поминание» и с крестом (эти пакетики похожи на привычные нам подарочные упаковки).

_HV_9430

Типичное греческое кладбище — ровные ряды хорошо ухоженных мраморных надгробий. Если некрополь, «город мертвых», расположен в сельской местности, где нет проблем с землей, то, как правило, там находятся участки для последнего приюта всем местным жителям. А вот в Афинах похоронить усопшего – целая проблема, требующая больших материальных затрат. В годы самого острого экономического кризиса греческие газеты были полны мрачных шуток о том, что в кризис греку нельзя даже спокойно умереть – квадратный метр кладбищенской земли стоит столько, что дешевле выйдет остаться живым и купить новую квартиру.

НЕСМОТРЯ НА ДОРОГОВИЗНУ ПОГРЕБЕНИЯ В ЗЕМЛЕ, СЛУЧАИ СОЖЖЕНИЯ ТЕЛ УМЕРШИХ В ГРЕЦИИ – ИСКЛЮЧЕНИЕ. КРЕМАЦИЮ НЕ ОДОБРЯЕТ НИ ЭЛЛАДСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ, НИ НАРОДНОЕ СОЗНАНИЕ

Из-за высоких цен на землю под захоронение в Греции существуют такие своеобразные и непривычные для нас обычаи, как эксгумация тела покойного через несколько лет после смерти. Кости усопшего омывают розовой водой и складывают в маленькую нишу фамильного склепа, а в могиле погребают другого родственника. Разумеется, он тоже не станет покоиться там вечно – только до следующих похорон в семье.

Кладбище – временное пристанище?

_HV_9457В кризис случались и скандальные истории. Например, родственники покойного оплачивали трехлетнюю ренту кладбищенского участка, а по истечении этого срока деньги заканчивались. Тогда приходили безжалостные агенты и день в день – ни минутой дольше, несмотря на жалобы родственников – просто выбрасывали кости умершего из могилы, тут же продавая гробницу другой семье (желающих-то предостаточно). Газеты писали о женщине, которая бродила по Афинам с черепом покойного мужа в руках, плакала и просто не знала, что делать дальше.

Чтобы избежать таких, оскорбляющих память усопших инцидентов, греческие власти одно время активно призывали хоронить афинян в деревнях, откуда те родом. Но жители греческой столицы, в которой обитает примерно половина населения страны, несмотря на высокие цены на кладбищенскую землю, следовали этому призыву не очень охотно. Ведь памятных дат у каждого умершего родственника много, всякий раз в деревню на панихиду большой семьей не наездишься.

Ольга Гуманова, фото Владимира Ходакова

Поделиться

Комментирование закрыто