В СЕРПУХОВ ЗА ПОМОЩЬЮ

0

В этом году «Православная Москва» отмечает свой 25-летний юбилей. В рубрике «Летопись добра» мы вспоминаем, о чем писала наша газета много лет назад. На этот раз предлагаем нашим читателям перенестись в 2013 год и отправиться в паломничество во Владычний женский монастырь Серпухова к чудотворной иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

Чудеса случаются тогда, когда приходит их время. Не раньше и не позже. Потому что происходят они не по простому желанию человека, а по воле Божией. Вот и явление иконы Богородицы «Неупиваемая Чаша» совершилось тогда, когда в нем особенно нуждались. И, как может кому-то показаться, произошло оно слишком уж просто, даже буднично. Но так ли это? Вот что гласит история.

ТУЛЬСКИЙ МУЖИК

Жил в Тульской губернии, в Ефремовском уезде, крестьянин, отставной николаевский солдат. И пристрастился он к вину. Пристраститься-то пристрастился, а «отстраститься» уже не может. Все из дома пропил, свою военную пенсию всю до копейки относил в шинок. Крыша после дождя протекает, а он пьет. Поле бурьяном заросло, а он пьет. И до того он допился, что дошел служивый до нищенского состояния. А тут на беду и ноги у него отнялись. Но при этом и пить бедолага не перестал. Видит он однажды во сне благообразного старичка, который говорит ему: «Иди в город Серпухов, во Владычний монастырь, там в Георгиевском храме есть икона Божией Матери “Неупиваемая Чаша”, отслужи перед ней молебен и будешь здоров и душою, и телом».

Но крестьянин не внял словам старца, в Серпухов не пошел. «Как же я доберусь туда без ног и без гроша в кармане?» – рассуждал он. А старец явился ему во второй и в третий раз и уже не ласково, а строго потребовал исполнить его приказание. И наш служивый решился отправиться в путь. Нет, он не шел, а передвигался на четвереньках. Доползет до очередного села, отдохнет, подкрепится кое-какой едой и дальше – к манящему его светлой надеждой городу Серпухову.

В одном из сел сердобольная старушка устроила путника к себе на ночлег, накормила, уложила на печь и растерла его каким-то лекарством. А наутро служивый смог стоять. В дальнейший путь он отправился уже не на четвереньках, а на собственных ногах, опираясь на палки. Так и дошел до Серпухова, до того самого Владычнего монастыря, путь в который указал старец.

Здесь, в обители, он поведал о своих сновидениях церковнице, которая прислуживала при храме Великомученика Георгия. Страдалец, проделавший дальний путь от своего села до обители, умолял отслужить молебен Матери Божией перед Ее иконой «Неупиваемая Чаша». Сколько ни убеждали его, что такого образа в монастыре нет, настойчивый крестьянин твердил сестрам одну и ту же просьбу. И вдруг кто-то вспомнил, что в проходе из Георгиевского храма на колокольню висит икона Царицы Небесной и есть на этом потемневшем от времени образе изображение чаши. И каково же было удивление всех, когда на обратной стороне иконы действительно увидели надпись «Неупиваемая Чаша»! А когда паломника подвели к раке преподобного Варлаама, устроителя обители, и крестьянин взглянул на икону святого, то узнал в нем того благолепного старца, который повелел ему идти в Серпухов.

Эту историю мы знаем со слов той самой церковницы – послушницы Захарии, ставшей впоследствии монахиней Елисаветой. Она отошла ко Господу в 1910 году и до самой своей кончины прислуживала чудотворной иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша». А случилось чудо, о котором она поведала, в 1878 году.

Как звали того тульского мужика, который по вере своей ползком проделал долгий путь к своему духовному спасению, мы не знаем. Михаилом? Захаром? Прохором? Степаном? А так ли это важно? Ведь чудо, произошедшее с ним, предназначалось не только ему одному. Сколько по Руси в то время было страждущих – Иванов, Проклов, Тимофеев, – кто нуждался точно в такой же помощи! В конце ХIХ века русский мужик начал спиваться.

В 70-е годы XIX века с обличительными статьями, направленными против тех, кто спаивал русский народ, выступил великий православный писатель Федор Михайлович Достоевский, который говорил, что позор для России – создавать государственный бюджет на физическом и нравственном разложении народа через пьянство, то есть строить его, как он выразился, «на будущности» народа. Так что в чуде, которое явила тульскому мужику икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», нуждались и его тамбовские, и рязанские, и смоленские собратья.

Можно только представить, как быстро разошлась весть о чуде по стране. Сначала об этом узнали местные серпуховские, потом известие докатилось до Москвы, потом все далее и далее. И потянулись к иконе люди с ближних и дальних весей России. А помолившись, возвращались снова, чтобы поблагодарить Царицу Небесную за ту милость, которую Она явила им.

Не оставила без Своей помощи Богородица и московского купца Стефана Федоровича Федорова. После молитв пред Ее образом он совершенно избавился от своей пагубной страсти. В знак благодарности купец заказал прекрасный иконостас для иконы, украсил образ серебряной с позолотой ризой, а для своего дома попросил написать копию иконы, чтобы постоянно возносить пред ней молитвы. Сам же образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша» после его прославления был перенесен в соборный храм обители и установлен на самом почетном месте.

Чудотворная икона «Неупиваемая Чаша» находилась во Владычнем монастыре до 1919 года, а после его закрытия – в серпуховском соборе Николы Белого. А потом она оттуда исчезла, и дальнейшая ее судьба неизвестна. По преданиям старожилов, многие иконы из собора Николы Белого были сожжены на берегу реки Нары. Сестры возрожденной обители надеются, что Матерь Божия уберегла Свою чудотворную икону и она будет когда-нибудь найдена.

В 1993 году в Серпуховском Высоцком мужском монастыре, через два года после его открытия, был создан список чудотворной иконы «Неупиваемая Чаша», что послужило началом возрождения почитания этой иконы после долгих лет богоборчества.

А в 1995 году, в первый год возрождения Владычнего женского монастыря, того самого, где в 1878 году Царица Небесная явила Свой чудотворный образ, игумения Алексия (Петрова) – настоятельница обители – получила благословение митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на возрождение почитания иконы «Неупиваемая Чаша», как явленной впервые именно во Владычнем монастыре. В этом же году со старой репродукции был написан точный ее список. При письме сохранены все пропорции и академический стиль, характерный для подлинника.

Со временем написания образа Богородицы, когда он находился еще у иконописца, связано первое чудо исцеления от пьянства. Вот что гласит запись от 19 апреля 1996 года. Она сделана со слов монахини Рахили. «В начале Светлой седмицы во время богослужения кто-то оставил на крыльце храма киот, завернутый в портьеру. Все люди из храма вышли, а киот все стоит. Когда сестры развернули ткань, то увидели, что киот старинный, с резьбой и совершенно целый. Все недоумевали, кто бы мог принести его, и дивились неожиданной находке. А когда в пятницу привезли новую икону “Неупиваемая Чаша”, то все удивились еще больше: оказалось, что киот точно подошел к ней по размеру. Так икона до сих пор и находится в том киоте. Приблизительно через год пришла в храм женщина, смотрит на икону “Неупиваемая Чаша” и говорит: “Так ведь это мой киот!” Эта женщина рассказала, что, когда она принесла в монастырь киот, ее сын бросил пить. Вот ведь как случилось –
никто не знал, какая икона будет находиться в этом киоте, а Богородица уже исцелила человека».

И еще одно чудо, которое воочию могут наблюдать многие верующие, – с 19 августа 2000 года икона периодически мироточит.

ПРИСТАНИЩЕ ДЛЯ ЗВАНЫХ И СТРАЖДУЩИХ

Добраться до Владычнего Введенского женского монастыря несложно: из Москвы электричкой с Курского вокзала до станции Серпухов, далее на автобусе №4 или на маршрутном такси до конечной остановки.

Это только кажется, что доехать до обители совсем нетрудно. Но решиться на этот шаг – ох как не просто! Лукавый ум всегда найдет причину, чтобы не ехать туда. Или лень одолеет. Все как в притче, которую рассказал Господь Своим ученикам. Помните, в Евангелии от Матфея?

Звал царь к себе на пир разных людей, но они пренебрегли его приглашением. Кто пошел на поле свое, кто торговать, кто надумал жениться. И царь прогневался на них. Чтобы стать зваными, надо быть избранными, да еще и достойными.

В случае с монастырем – то же самое. Чтобы попасть туда, надо быть званым. А еще – очень страждущим человеком. Таким, как тот тульский мужик, который словно живой стоит у всех нас перед глазами. Солнце палит ему в затылок, а он ползет по проселочной дороге. Ветер вздымает пыль, а он ползет. Не на электричке едет, не на автобусе и даже не на своих двоих. А на коленях – ползет и верит! В то, что в почти не доступном для него Серпухове есть место, где он получит помощь от Всеблагой Царицы Небесной.

Пусть не смущает паломников то обстоятельство, что их путь к обители пройдет по улицам Пролетарской, Ленинского комсомола, Октябрьской и прочим – с названиями в таком же духе. Ведь еще совсем недавно – каких-то двадцать лет назад – и сам монастырь именовали не иначе, как Авиагородок. С 1919 года в обители располагалась школа красных военлетов, затем на ее базе было создано среднее военное училище. Во Введенском соборе были расположены склады, в Георгиевском храме – клуб с кинобудкой, в остальных корпусах разместились классы, казармы, мастерские, офицерские общежития, котельная.

В 1978 году училище военных летчиков освободило территорию, и с тех пор пустовала она без хозяина. Как ни горько, но монастырь был разрушен; его растаскивали по кирпичикам на гаражи и дачи. Рубеж 90-х годов он переступил без единой крыши, с зияющими провалами вместо окон, в полуразрушенном состоянии.

По милости Божией 5 мая 1995 года Священный Синод благословил возобновление монашеской жизни во Введенском Владычнем женском монастыре и назначил настоятельницей монахиню Алексию (Петрову). Это событие стало первой страницей в новой главе летописи обители.

28 июля 1995 года в монастыре, в храме Святителя Алексия, Высокопреосвященнейшим Ювеналием, митрополитом Крутицким и Коломенским, была совершена первая Божественная литургия.

ЛЕЧИТ БЛАГОДАТЬ БОЖИЯ

Во Владычний монастырь приезжают не ради праздного любопытства. Сюда едут за надеждой и за помощью: кто-то ради себя самого, кто-то ради мужа или сына, кто-то ради матери или дочери… Не на коленях, конечно, как тот тульский мужик. С пересадками с самолета на поезд, с поезда на электричку. Потом на автобусе. И так, метр за метром, шаг за шагом, преодолевая тысячекилометровые расстояния.

А что же в самом Серпухове? Часто ли местные жители прибегают к помощи Царицы Небесной? Может, город давно и бесповоротно сказал спиртному свое жесткое «нет»? Или же как нет пророка в своем отечестве, так и нет святыни, когда она находится в такой близости?

Об этом мы и начали разговор с настоятельницей Введенского Владычнего женского монастыря игуменией Алексией (Петровой). И вот что матушка рассказала о своей обители:

– Как-то по местному каналу транслировалась телепередача. Ее автор беседовал с главой города, интервьюировал руководителя местного наркодиспансера, приезжал в монастыри. И выяснилось, что, по статистическим данным, Серпухов имеет самый высокий уровень пьянства по Подмосковью. Правда, местные власти тогда оправдались: у нас лучше, чем у других, ведется учет. Любые статистические данные, связанные с негативными явлениями в обществе, как вы понимаете, довольно-таки относительные. Взять те же наркоманию и пьянство: какие-то факты регистрируются, что-то – нет. Кроме того, многие люди не хотят афишировать свой порок.

Чтобы избавиться от алкоголизма и наркомании, в серпуховские монастыри – и в Высоцкий мужской, и в наш, Введенский Владычний женский, – приезжает много иногородних жителей, хотя местные сюда тоже приходят.

К нам в основном приезжают девушки и женщины. Они имеют возможность проживать на территории монастыря. Как такового реабилитационного центра у нас нет, поэтому мы сознательно не принимаем сразу по многу человек: один-два, не более. Из опыта знаем: если, скажем, несколько «свеженьких» наркоманов, приехав к нам, начнут общаться между собой, они останутся глухи к окружающему миру, замкнутся в своем мини-социуме. А когда человек приезжает один, ему приходится общаться со многими окружающими его людьми, и он уходит от своих прежних мыслей, ему не с кем обсудить свои сугубо «наркоманские» переживания. Реабилитация таких людей происходит не по какой-то специальной программе, а благодаря тому, что человек меняет место своего привычного проживания. А главное – это благодать Божия и участие в церковных Таинствах.

Все, кто приезжает к нам, несут различные послушания – и при храме, и в подсобном хозяйстве, но главным образом при монастыре; проживать им где-то в другом месте, где нет храма, нельзя.

Изначально икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», как известно из истории этого образа, пребывала в нашем монастыре. Здесь же она и явила себя. Имеется также список иконы «Неупиваемая Чаша» и в Серпуховском Высоцком мужском монастыре. Наша написана в 1995 году, а образ, который находится в Высоцкой обители, создан чуть раньше – в 1993 году. Мы постарались создать нашу икону максимально похожей на первообраз. У нас сохранились старинные черно-белые графические изображения образа, с них и писали нашу икону.

Именно мужской монастырь возродил почитание иконы «Неупиваемая Чаша», хотя паломники, кто нуждается в помощи Царицы Небесной в борьбе со своим недугом, приезжают сразу в обе обители. Кстати, сложилась некая, если сказать светским языком, специализация: в мужской монастырь чаще обращаются те, кто страдает недугом пьянства, а к нам – те, кто подвержен пристрастию к наркомании. В этом есть своя промыслительность. Господь посылает в нашу обитель ровно столько паломников, сколько мы можем принять.

Как уже говорилось, мы записываем все случаи исцеления, которые происходят по молитвам у нашей иконы. Но я хотела бы отметить, что гораздо больше чудес фиксируется тогда, когда икона пребывает в каких-то других городах. Это вовсе не означает, что они не происходят здесь, в Серпухове. Люди, которые приезжают к нам, через короткое время возвращаются к себе домой, и именно там с ними происходит чудо выздоровления, но нам об этом они не всегда сообщают. А в городах, куда привозят икону, чудеса начинают происходить с первых дней пребывания святыни, и люди тут же приходят в храм и рассказывают о своем исцелении от недуга.

Игумения Алексия (Петрова), настоятельница обители, у чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша»

Чудотворный образ уже побывал в Нижнем Новгороде и других городах области, три раза – в Екатеринбургской епархии. Недавно икона вернулась из Иркутска, в прошлом году она пребывала в Пензенской епархии, несколько раз была в Ярославской епархии, в Воронежской епархии, в Санкт-Петербурге, в Калуге. Когда икона покидает обитель, в монастыре остается ее копия. Когда мы первый раз уезжали с иконой (это случилось приблизительно семь лет назад), то очень переживали: как же так – Владычица обители, Хранительница монастыря уезжает с места своего пребывания! И как бы в подтверждение, что благодать и в отсутствие образа остается здесь, в первый же день после отъезда чудотворной иконы замироточила ее копия.

«Пение наше смиренное, от полноты любви и усердия Тебе приносимое, не презри, Чистая, и не отврати от отчаявшихся и страждущих недугом пианства лика Своего, но помози им и нам очиститися от всякия скверны греховныя, да возможем достойно и праведно пети Богу: Аллилуиа». Такими словами, запечатленными в Акафисте иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша», обращаются к Заступнице усердной рода христианского все желающие избавиться от пагубного пристрасти я. Приезжайте в Серпухов, в наш Владычний Введенский женский монастырь. Всех мы встречаем с любовью, как и повелела нам Царица Небесная.

Александр Хлуденцов, Фото Владимира Ходакова
Опубликовано: №1 (523) январь 2013 г.

Поделиться

Комментирование закрыто