ВЕСТНИКИ ВОСКРЕСЕНИЯ В РУССКОМ ИСКУССТВЕ

0

Пасхальная тема –дна из ведущих в мировой живописи. К ней обращались представители самых разных эпох, национальных школ, стилей и жанров.

Конечно, иконописец и художник подходят к одному явлению с разных сторон. Если икона остается высшим проявлением символического и духовного в красках, то религиозная живопись способна выразить не всю полноту явленного события, а лишь отобразить ту или иную его сторону. Ведь художник отражает в том числе и свое время, тогда как икона родом из вечности.

Но, разумеется, художники не могли не отталкиваться от интерпретации Воскресения Христова иконописным каноном. Посмотрим, как это происходило в нашем Отечестве на рубеже XIX–XX веков, когда религиозная живопись в рамках национально-романтического варианта модерна переживала самый настоящий расцвет.

ziv050516

В своем акварельном эскизе (1896–1904 гг., из собрания Государственной Третьяковской галереи; иллюстрация слева) мозаики для Георгиевской церкви в Гусь-Хрус­таль­ном Виктор Васнецов фактически создает живописную интерпретацию традиционной иконографии «Воскресение – Сошествие во ад». Внешний событийный эффект усиливается реалистическими деталями и характерным для этого автора пафосом, отчасти обусловленным византийской традицией.

soshvoad02

Васнецов Виктор Михайлович. Сошествие во ад

В отличие от Васнецова, его современник Михаил Нестеров, работая над мозаичным панно для фасада петербургского Храма Спаса-на-Крови, а также над фресками Покровского собора Марфо-Мариинской обители милосердия (1910 г.; иллюстрация наверху), подобные задачи решает камернее. Вспомним его триптих «Воскресение (Утро Воскресения)», который и сейчас можно увидеть в соборном храме. В центральной части художник изобразил Ангела на отваленном от гроба камне, в левой поместил образ Мироносицы Марии Магдалины, а в правой – двухфигурную композицию встречи Христа с ней же, поначалу принявшей Его за садовника.

Михаил Нестеров. Воскресение (Утро Воскресения)

Михаил Нестеров. Воскресение (Утро Воскресения)

Перед фреской у зрителя возникает переживание Чуда. Оно рождается постепенно и нарастает по мере проникновения в ритмы, в движение, в цветовую гамму и в изысканную графику каждой детали, которые слиты художником в единую пасхальную ангельскую песнь. Перед этим триптихом невольно вспоминаются и слова поэта XIX века Федора Тютчева: «Душа готова, как Мария, К ногам Христа навек прильнуть».

Ксения Шальме,
кандидат искусствоведения, сотрудник Государственной Третьяковской галереи

Поделиться

Комментирование закрыто