ВИЗАНТИЯ В МОСКВЕ

0

Но в отличие от Константинополя в Киеве в этом нет ничего плохого

Из окон особнячка во дворе по улице Гиляровского доносятся не совсем привычные уху современного слушателя распевы. В классах разложены богослужебные книги (Триодь, Минея, Октоих), только набраны они не славянским и не русским шрифтом, а греческим. Песнопения записаны не привычной нам нотацией, а какой-то абракадаброй, отдаленно напоминающей крюки русского знаменного пения. На доске — основные символы голосоведения: Исон, олИгон, апОстроф. Мы на занятии единственной в Москве школы византийского пения «Схолион Псалтикис», только что набравшей первых слушателей.

Трудоустройство гарантировано

У этого образовательного проекта солидная предыстория. Еще 14 лет назад по инициативе московского издательства «Святая Гора» в Россию из Греции приехал известный греческий преподаватель, популяризатор и пропагандист византийского пения Константин Фотопулос. Как раз тогда в нескольких обителях (в Троице-Сергиевой лавре, в Введенской Оптиной пустыни, на Валааме) набирало популярность пение византийским знаменным распевом за богослужением. Но опыта — а главное, фундаментальных знаний — в этой области у певчих не хватало. Поэтому развернутая Фотопулосом деятельность в рамках школы «Псалтикон» от недостатка востребованности не страдала.

— За три года она выпустила несколько сотен квалифицированных певчих, — вспоминает директор Школы византийского пения «Схолион Псалтикис» Максим Трошин. — Сформированные из корпуса выпускников хоры до сих пор с удовольствием приглашают в несколько церквей, где практикуется пение византийской традиции: в Высоко-Петровский монастырь, на Афонское подворье, в строгинский храм Новомучеников и исповедников Церкви Русской, в жулебинский храм св. прав. Иоанна Кронштадтского.

Разумеется, уточняет Максим Анатольевич, речь идет о «закрытии» небольшими поющими составами (по трое-пятеро человек) будничных, а не воскресных богослужений. Но эти службы внесены в регулярные сетки приходских расписаний — а значит, труд певчих получает достойное вознаграждение. Так что в классическом смысле проблем с трудоустройством у хорошо владеющих знаменной певческой традицией клирошан (по крайней мере в Москве) нет.

Спрос и предложение

К сожалению, финансовый кризис 2008 года сильно ударил по образовательной модели школы «Псалтикон», и десять лет назад Фотопулос уехал на Родину. Там с коллегой Константином Будзыкисом он с нуля создал собственное учреждение под названием «СхолИон ПсалтикИс». Оно получило государственную аккредитацию греческого Министерства образования и теперь имеет возможность выдавать дипломы установленного образца.

В России же образовательная деятельность прервалась. И только теперь энтузиасты из числа выпускников «Псалтикона» решили возродить ее в новом формате. Речь идет об обучении россиян по уже апробированным в Греции программам школы «Схолион Псалтикис». Курс весьма объемен и рассчитан на пятилетнее обучение. За это время студенты в полном объеме осваивают годичный и дневной круги богослужебных песнопений в византийской традиции, а также получают интенсивную практику в учебном хоре.

Большинству зачисленных ходить в школу, скорее всего, придется дважды в неделю. Но можно подобрать расписание так, чтобы обойтись единственным учебным днем — если очные занятия с преподавателем и хор уместить в один вечер, а лекцию из Греции по скайпу (дистанционный компонент обучения — третий по счету, но отнюдь не по значению!) прослушать дома. Обойдется процесс получения знаний в весьма внушительную для средней московской семьи сумму: восемь тысяч рублей ежемесячно. Учитывая солидные цифры набора (записались на занятия шесть десятков человек), даже с поправкой на дорогую ренту помещений в центре Москвы можно было бы говорить об экономической состоятельности этого проекта и в образовательной проекции — если бы, предостерегает от поспешного оптимизма Максим Трошин, школа не делала самые первые самостоятельные шаги.

Па — ву — га — ди — ке: вверх тормашками

Стандартное занятие по обиходу. В классе с преподавателем — два школьника (кроме групп для взрослых, есть тут и детские). На доске — символы византийской нотации, тема урока — гамма.

Казалось бы, чего проще выучить традиционные византийские названия нот (па — ву — га — ди — ке — зо — ни), да и петь по ним в свое удовольствие! Но людям с музыкальным образованием приходится буквально с самых азов себя ломать. Византийский звукоряд не темперированный. Он гораздо ближе к современному натуральному строю (хотя и от него, строго говоря, немного отличается). Приводит это к тому, что звуковые частоты вводных ступеней (второй, третей, шестой и седьмой) различаются при голосоведении вверх и вниз. Это, в свою очередь, делает неудобной европейскую систему музыкальной нотации — отсюда и символы, апеллирующие к относительным интонационным интервалам в рамках фесиса (отдельной фразы того или иного песнопения), а не к привычным «железобетонным» нотам. В общем, поупражнявшись в паре-тройке элементарных попевок, лично я сделал для себя такой вывод: чтобы в совершенстве постичь эту премудрость, надо обладать или высшим музыкальным образованием, или вообще незамутненным на ниве вокала сознанием.

Для чего же обычному ученику эти уроки, ради которых родители вынуждены обеднять семейный бюджет на кругленькую сумму?! «Мне это нужно, чтобы в будущем уверенно чувствовать себя на богослужениях на Афоне! — выпаливает четвероклассник 1560-й школы Егор Заборов. — Да и вообще… красиво!» Конечно, этому пареньку в его годы пока трудно разобраться в тонкостях взаимоотношений Поместных Церквей. Егору невдомек, что в ближайшее время он не сможет участвовать в богослужениях на Святой Горе. И все же литургический разрыв не означает разрыва культурного.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА

Анастасия КОРАБЛЕВА, иконописец Трифоновской иконописной школы: ВИЗАНТИЙСКОЕ ПЕНИЕ ПОМОГАЕТ СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ

— Поначалу отправила учиться сына. Услышала, как он дома разучивает упражнения, и очень заинтересовалась сама. Пошла на богослужение, где хор поет в византийской традиции, и быстро поймала себя на ощущении: легко слышу слова молитвы, пение не мешает сосредоточиться, сконцентрироваться. Замечаю: обучение помогает мне в работе, да и душе полезно.

Желающие по-прежнему могут влиться в учебные группы после предварительного прослушивания. Знания греческого языка от соискателей не требуется. Справки по тел. (495) 281-5196, веб-сайт школы: psaltika.ru

Дмитрий Анохин

Поделиться

Комментирование закрыто