ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО ВИДЕВШЕ

0

Пасхальная радость и торжество духа на полотнах Павла Рыженко

По церковной традиции Пасха празднуется 40 дней. Ощутить радость Воскресения помогает не только участие в богослужении, но и сопричастность подлинно высокому искусству. Один из его представителей – художник Павел Рыженко (†2014). Как истинно верующий человек, он всегда старался проставлять Бога тем делом, к которому он призван. Сейчас в Москве готовится его новая персональная выставка, о точном времени и месте проведения которой сообщит сайт живописца.

Ослябя. 2005 г. Холст, масло. 150 cм Х 160 cм.

Ослябя. 2005 г. Холст, масло. 150 cм Х 160 cм.

Чтобы понять картину, советуют искусствоведы, нужно встать напротив нее и смотреть до тех пор, пока душа не войдет в резонанс с работой. Каждое полотно Павла Рыженко дышит любовью к России и болью за нее. Работая, он полностью погружался в тему, глубоко изучая фактический материал. Потому так искусно в его работах сочетаются высочайшее мастерство и кажущаяся простота исполнения.

Удивительные экскурсии по вернисажам проводит вдова художника Анастасия Рыженко, в ходе которых раскрывает подлинные смыслы картин и снабжает свой рассказ увлекательным культурно-историческим комментарием. Пасхальная радость – точное ощущение от созерцания работ русского живописца, который прозрел и запечатлел на полотнах величие человеческой души и милосердие Воскресшего Бога. Вместе с высоким художественным мастерством и профессионализмом работы Павла дышат верой, надеждой, любовью. Это касается и изображений святых, и масштабных исторических полотен. Предлагаем вашему вниманию два полотна мастера.

Битва на Калке

1331113572_kalka2

«КАЛКА». Фрагмент картины

Окончена битва на реке Калке, на дворе 1223 год. Князь Мстислав Удалой стоит, опутанный тяжелыми вражескими цепями. Но намного раньше тягчайшие цепи гордости сковали княжеское сердце, когда он решился идти в поход наперекор советам и увещеваниям. Теперь же, потеряв дружину, он прозревает.

«По замыслу автора, поражение свершилось намного раньше, теперь же следует воздаяние во искупление греха. Эта картина – предостережение, – говорит Анастасия Рыженко. – Широкие мазки сочетаются с безупречно прописанными деталями, которые придают ей многозначность, заставляют возвращаться к ее смыслу снова и снова».

Ослябя

Герой изображен в монастырском саду Троице-Сергиевой лавры. Цветовые акценты делают пространство картины легким, контрастной фигурой в центре композиции выступает фигура монаха-воина. Его дух мирен, печать спокойствия лежит на залитых солнцем цветущих деревьях. Он как бы предчувствует, что ему придется оставить монастырский труд. Вся его фигура внушает благоговение и тихую радость о победе, которая должна свершиться по воле Божьей. Ничто в мире не может поколебать этой уверенности. Но… И тень скорби тоже угадывается на челе монаха. Будет торжество духа, единства и православия, но перед этим предстоит тяжелая битва.

Екатерина Вишнякова

Поделиться

Комментирование закрыто