ВОЖДИ ВОСЬМОЙ АТЛАНТИДЫ

0

Спасение утопающих… посреди суши

Атлантида – мифический остров-государство, которого нет на карте. О былом могуществе этой империи ходят легенды, её даже называют потерянным раем. Режиссёром новой документальной ленты «Атлантида Русского Севера» Софьей Горленко подобрана точная метафора: ведь и у нас в России есть забытые, заброшенные места, составляющие нашу национальную гордость. Почему мы спокойно наблюдаем, как они «уходят под воду»?

02 selcovo

Такие родные… марсиане

Историкам и этнографам известны семь русских Атлантид, самая известная из которых – легендарный Китеж-град. Это не только таинственно исчезнувшие с лица земли поселения, но и совершенно сознательно уничтоженные города, ставшие жертвами технического прогресса. А ведь с их исчезновением из человеческой памяти стираются и важнейшие страницы истории!

06 sdvina chas

Режиссёр показывает Русский Север как уникальное явление – как по архитектуре, так и по людям, которые там живут. Светлые, простые, открытые лица рождают чувство глубокой симпатии. Их речь афористична, сами они словно сошли со страниц шукшинских рассказов. Все они, такие разные, коренные и приезжие, объединены любовью к своей земле и желанием сохранить это великое богатство, потрясающие природные ресурсы.

05 ojdna iz ger

Вот история недавно переехавшей в эту местность обычной молодой семьи. Герой размышляет, что такой шаг сейчас воспринимается большинством как непонятный и странный. Ведь всё больше людей стремится к городской жизни, а на сознательный переезд в сельскую местность решаются единицы: «Для основной части населения мы – марсиане». Другая героиня с горечью говорит о массовом исходе народа из деревень. «Сами сдохнем, а потомки тут жить не будут», – вторит ей другой колоритный персонаж фильма.

Край красоты и прогнивших досок

Об актуальных проблемах герои говорят без купюр. К сожалению, Русский Север – не только умопомрачительная красота, но край разрушенных напрочь домов и груд прогнивших досок. Весь фильм пронизывает тема боли и пока тщетных попыток местных жителей восстановить дома и храмы. И все задаются вопросом: почему же мы предаём забвению наши вековые традиции?

03 ziteliroma

Один из героев открыто обращается к государству с просьбой о финансовой поддержке. Рабочие руки найдутся, ведь на Севере живут и маляры, и зодчие, и строители, и иконописцы. Коренные жители борются за сохранение единого образа Святой Руси. «Эти храмы – блокпосты на нашей Земле. Исчезнут храмы и кладбища – нас не будет… Дело даже не в вере (вера – это особый мир). Это символ нашего русского народа!», – говорит один из строителей-волонтёров. И строить храм следует как диктует чувство меры и красоты.

Русский Север своеобычен ещё и тем, что здесь не было крепостного права. Поэтому и люди настолько свободолюбивы. Да и как по-другому, если куда ни глянешь – простор, раздолье, бескрайние поля…

С душой – за счет зрителей

– Когда люди, не имея материальных благ, идентифицируют себя со своей нацией, со Вселенской Церковью, с возрождением этих храмов они и себя возрождают от тления, – делится впечатлениями от фильма волонтер движения «Общее дело» москвичка Зинаида Аргиноева. – Сейчас вообще Россия идёт по своему особому пути – и он в следовании нормам Евангелия и в верности традициям и истории своего народа.

Порой забываешь, что это документальное кино, настолько всё гармонично и выразительно. Дух захватывает от сумасшедших операторских планов (поля, реки, купола церквей сняты с высоты птичьего полёта). Не случайно лейтмотивом звучит песня: «Высоко, высоко, высоко поднялся Сокол…». И финальные кадры сделаны именно на колокольне. Рассказчик-звонарь здесь – кинематографическая аллюзия на образ Бориски в исполнении Николая Бурляева из знаменитого фильма Андрея Тарковского. Креативен и звуковой ряд: от фольклора до звучащей в финале вокальной молитвы Бориса Гребенщикова.

04 ojdna iz ger

Но самое главное: в этом фильме есть душа, потому что снимали его неравнодушные люди (картина снята с помощью краудфандинга, то есть за счёт средств будущих зрителей). И, в отличие от канувшей в лету древнегреческой, нашу Русскую Атлантиду, этот удивительный островок русских традиций и самобытности, ещё можно спасти!

Алина Бурмистрова

Комментарии

Священник Алексий Яковлев, клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском, духовник общественного движения «Общее дело» по возрождению деревянных храмов Русского Севера: «Идея фильма очень благородна»
– Русский Север принял всех, кто там побывал. Как сказал академик Дмитрий Лихачёв, Север не может не удивлять русского человека, потому что он самый русский. Сейчас три организации занимаются экспедициями и восстановлением памятников деревянного зодчества – «Общее дело», «Рождественка» и «Вереница». В этих экспедициях важен не только процесс организации и реставрации (материалы, инструменты, методика), хотя здесь у нас всё строго – согласования и с Министерством культуры, и с епархиальными структурами. Намного важнее строить храм с молитвой, ведь он задуман как сакральное пространство, место, которое соединяет небо и землю.

Глеб Кузнецов, сценарист: «Сценария как такового не было»
– Была идея, мысль, мечта. Её облекли в форму, а сценарий – это канва слов наших героев и всего того, что можно увидеть на Севере. Для меня одним из самых больших откровений фильма стала матушка, мать священника из Хаврогор на Северной Двине – от нее через экран идет свет. Я смотрел этот эпизод больше сотни раз, и не было такого, чтобы по коже не бежала дрожь.

Поделиться

Комментирование закрыто