ВОЗНЕСЛСЯ ЕСИ, ХРИСТЕ БОЖЕ

0

Размышления иконописца перед иконой Вознесения Господня

Сорок дней ходил Христос по земле, воскреснув из мертвых. Он являлся то некоторым из учеников, то всем сразу, уверив их через Фому, Что Он не Дух и не Видение, а тот самый Иисус, рожденный от Девы, деливший с ними земную трапезу и все тяготы страннической жизни. Он и теперь преломлял с ними хлеб, научая Таинству Евхаристии, а еще говорил им о Царстве Небесном, о Страшном Суде и о Втором Пришествии.

Пока что не просвещенные сошествием Святого Духа ученики многого не разумели и вопрошали о земном: «Не в сие ли время, Господи, восстанавливаешь Ты царство Израилю?» Он отвечал им довольно жестко: «Не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти…» (Деян. 1, 7).

И вот настал день, когда Иисус вывел апостолов из Вифании, поднялся на гору Елеонскую и, благословив их, вознесся на небо. В Евангелии от Луки сказано просто: «…стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Лк. 24, 51). В Деяниях апостолов повествуется несколько иначе: «Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их» (Деян. 1, 9). В любом случае это не был взлет на наше обычное звездное небо, но переход в иное измерение.

Посмотрим, как изображают это событие православные иконописцы. В принципе все очень напоминает процитированные отрывки из Писания. И горы Елеонские есть с высокими деревами, и запрокинувшие головы апостолы, и два ангела в белом, которые явились в момент Вознесения и все ученикам объяснили.
Единственная, о ком не упоминает евангелист Лука, но кто на иконе всегда изображается в самом центре – Божия Матерь. Не знаю почему, но о Пречистой Деве вообще очень скупо говорится в Священном Писании. Умалчивается и о том, была ли она при Вознесении своего Сына. Простая логика говорит: должна быть. Но тогда должны были присутствовать при этом великом событии и жены-мироносицы. Ведь они первые возвестили о Воскресении Христа и всюду следовали за ним. Однако святые мироносицы на иконе Вознесения не изображаются никогда.

И тогда мы снова возвращаемся к мысли: икона являет нам евангельское событие не во времени, а в вечности. Подтверждает то и присутствие среди апостолов святого Павла, которого точно не было на горе Елеонской в момент Вознесения, ведь он обратился ко Христу значительно позже. Так что происшедшее две тысячи лет назад Вознесение Господне случается снова и снова, здесь, сейчас, в наши дни, как и Рождество, Распятие, Воскресение из мертвых и другие события из жизни Иисуса.

И еще один момент. Ангелы сказали мужам Галилейским: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1, 11). То есть икону Вознесения можно считать еще и образом Второго Пришествия Гос­подня, когда раскроются все совестные книги, и каждый получит воздаяние за свою праведность и за грехи.

Владимир Щербинин
Опубликовано: №9 (622) май, 2017 г.

Поделиться

Комментирование закрыто