ВСЕ ЧУДЕСАТЕЕ И ЧУДЕСАТЕЕ

0

Как Николай Гоголь Досталь поставил легион на три года лицом к востоку

«Монах и бес» Николая Досталя – притча, гротеск, фарс, попытка показать современный мир и посмеяться над ним? Что хотел показать зрителю режиссер и что получилось в итоге – каждый решит для себя сам. Мне же захотелось разобраться, насколько эта картина даже не то чтобы логична и правильна, а вредна или полезна с точки зрения христианского вероучения.

Ведь если разобраться (правда, скорее не благодаря великолепной авторской задумке, а, наоборот, из-за непродуманности в мелочах и невнятности общего посыла), мы так и не получаем четкого ответа – бесовское или ангельское начало движет героем, юродство это или беснование. Зато имеем благодатное поле для размышлений над всеми нестыковками киноленты. Исходя из сюжета, все «подвиги и чудеса» бесноватого инока суть сатанинские мистификации, а значит, никакого отношения к Богу и Его чудесам не имеют. Ведь святость – стяжание даров Духа и жизнь в Любви, а не обретение силы для совершения потешных чудес.

d0001

Сыплет ли главный герой поговорками и скороговорками, вычерпывает ли колодец – от ассоциаций с гоголевскими «Вечерами на хуторе близ Диканьки» избавиться трудно. Но вот колодец вычищен, подштанники постираны и поглажены, рыба выловлена (да такая огромная, что диву даешься). Все это показано в гротесково-комедийной форме, да еще со странноватой улыбочкой персонажа, заставляющей усомниться в его дееспособности.

d0003

Монастырь во главе с игуменом в шоке. И так они стараются выпроводить Ивана, и эдак, но он и связанный на маленьком плоту приплывает обратно. Тут я вспомнила анекдот, когда гостей просят не садиться на диван, потому что там клопы. Его уже выбрасывали, да они обратно принесли. Так и наш Иван – «его в дверь, а он в окно».

А тут еще поддержать «монаха» приезжают такие странные визитеры: прелукавый архиепископ из монастыря с труднопроизносимым названием, оборачивающийся соблазнительной незнакомкой, путешествующий со товарищи полуинкогнито по глубинкам Империи Николай Первый…

«Без праци не бенде кололаци» – такой совет дает Иван самодержцу, чем ставит того в тупик. Уже засыпая, император вдруг догадывается, что это зашифрованное послание – призыв освободить крепостных. И тотчас издает указ об освобождении с землей 30% крепостных, которых тут же делает государственными крестьянами…

Кадр из фильма

А потом все «чудесатее и чудесатее». На ристалище из призрачных дебрей сюжета выныривает Бес «Легион», Иван летит верхом на окаянном – не к царице за черевичками, а международным рейсом напрямик в Иерусалим… И кажется, что подвиги и чудеса бесноватого «монаха», и то, как охочи до таких чудес окружающие его люди, вплоть до «самых верхов», отображают современное чудоискательное состояние народа…

Если бы Досталь закончил картину в духе первой гротесковой части, как фильм-притчу а ля Гоголь еще можно было бы все это принять. Но вторая часть, серьезно-трагическая, смазала впечатление. Попытка поднять содержание на высокий смысловой уровень оказалась неуклюжей, картонной.

Елена Ульянова, киновед


d418123

«Монах и бес»   2016 год, Россия, Гран-При фестиваля православного кино «Покров»
Автор сценария Юрий Арабов
Режиссер: Николай Досталь
Оператор: Леван Капанадзе
Композитор: Александр Соколов
Художник: Павел Пархоменко
В ролях: Тимофей Трибунцев, Георгий Фетисов, Борис Каморзин, Роман Мадянов, Никита Тарасов, Сергей Барковский

Поделиться

Комментирование закрыто