ХОРОШИЙ, ПЛОХОЙ, ЗЛОЙ

0

Проблемы православного киноканона

Отечественная киноиндустрия выдает десятки картин в год. Но есть ли среди них, к примеру, такие, которые можно было бы показать детям в рамках школьного курса «Основы православной культуры»? Увы…

Елена Ульянова

Взять, к примеру, анимационный фильм Михаила Алдашина «Рождество», снятый им еще в 1996 году. С точки зрения киномастерства работа очень хорошая, но православной ее назвать вряд ли можно. Сюжет не выходит за рамки канонического текста, но по эмоциональности воплощения зрительного ряда картину можно назвать фантазией на темы ранних апокрифов. Или возьмем идущий сейчас в прокате и рекомендуемый некоторыми священниками фильм «Последний богатырь». Его по сути нельзя назвать ни христианским, ни нравственным. Добро и зло поменялись местами, и все усвоенные с детства моральные ценности перепутаны. Разве можно такое показывать детям?!

Не может быть плохого добра, и уж тем более не должны становиться злыми извечно положительные персонажи! Проблема настолько остра, что заговорили даже о создании православного киноканона.

Правда, пока те, кто готов взяться за отбор фильмов для показа в школах, сами не очень понимают, по каким критериям его осуществлять. Ясно одно: эти ленты должны прививать зрителям хороший вкус, а потому снятые любителем и смонтированные «на коленке» фильмы не подойдут. Такую кинопродукцию качественной не назовешь априори. А это значит, что духовенству и педагогам непременно понадобится помощь кинематографистов. А еще неплохо было бы подключить к этому процессу историков. Ведь зачастую выходящие на экраны исторические картины на самом деле псевдоисторичны. Скажем, к столетию революции киношники выпустили на телеэкраны сразу несколько сериалов, вот только ни одного достойного художественного фильма среди них, на мой взгляд, нет.

Впрочем, качественных и духовно направленных, если можно так выразиться, кинокартин у нас на самом деле достаточное количество. Просто они не доходят до широкой аудитории. Попросту не имеют проката! И зачастую это кино – документальное. Такие ленты, многие из которых содержат столь нужный посыл зрителю, как раз и можно было бы использовать в курсе «Основы православной культуры».

Осталось только разобраться с тем, как донести хорошие фильмы до зрителя и как повлиять на прокатную политику.

Елена Ульянова, киновед
Опубликовано: №4 (641) февраль, 2018 

Поделиться

Комментирование закрыто