В Москве появился Иерусалим
В Ясенево завершается возведение Покровского храма – уникальной жемчужины современного церковного зодчества, уже получившей престижное профессиональное признание. В 2013 году церковь была названа лучшим реализованным московским проектом в сфере инвестиций и строительства в номинации «Культовые сооружения». Но приз, конечно, не главное, хотя его наличие характеризует и сам проект, и уровень его исполнения (так, годом ранее аналогичной награды оказался удостоен воссозданный в Кронштадте Никольский морской собор).
Изумрудная оправа
– Ясенево – высочайшая точка Москвы, и мы старались строить достойно и красиво, – говорит настоятель Покровского храма и московского подворья Введенской Оптиной пустыни архимандрит Мелхиседек (Артюхин). – Теперь наш храм возвышается над российской столицей, а значит, и Покров Богородицы отныне простирается над всей православной Москвой.
Строгий пятиглавый храм в середине улицы Айвазовского виден издали. За основу главный архитектор проекта Владимир Козлов взял святую Софию Киевскую – только не нынешний вид этого собора, а первозданный, восстановленный историками архитектуры по средневековым источникам. Мягкие кровельные профили, сдержанный резной орнамент на пущенном по периметру поясе, аскетические капители на колоннах словно предупреждают: не торопитесь внутрь, осмотритесь…
А посмотреть есть на что! Храм поставлен в память всех российских воинов, от века скончавшихся и пострадавших в кровопролитных битвах. На фасадах завершается оформление девяти поклонных крестов, посвященных знаменитым военачальникам – Александру Невскому, Димитрию Донскому, Феодору Ушакову, Александру Суворову… В окружающем храм «Гефсиманском саду» выстроена небольшая часовня Моления о Чаше (скоро ее освятят). Изумрудная «оправа» сада вдохновила городских архитекторов – и вот уже соседний сквер превратился в Парк освобождения Севастополя.
Объемная икона Святой Земли
В нижнем крестильном храме во имя святого Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных сил бесплотных уже совершается Литургия. Это необычная церковь: в ее небольшом пространстве уместились восемь точных копий главных иерусалимских святынь. Как и в Новом Иерусалиме на Истре, здесь можно помолиться у Голгофы, Гроба Господня, Гефсиманской Гробницы Божией Матери. Но есть и отличия. В Новоиерусалимском соборе все святыни страстного цикла, как и Кувуклия с Ложем Господним и Приделом Ангела, представляют собой приделы с собственными престолами. В ясеневской же Михайловской церкви это просто молельные части единого помещения со свободным доступом верующих.
Началось все с того, что в одной из ниш архимандрит (тогда игумен) Мелхиседек захотел исполнить точную копию Гроба Господня. Первый викарий Святейшего Патриарха по Москве митрополит Истринский Арсений идею одобрил и посоветовал дополнить ее копией пещеры Рождества Христова с Вифлеемской Звездой. В результате замысел дорос до целого ансамбля всемирно известных святынь, и Предстоятель Церкви благословил реализовать эту идею.
Кроме названных элементов убранства, в нижнем храме можно увидеть точные копии в натуральную величину водоноса из Каны Галилейской, Камня Помазания, колонны схождения Благодатного огня и мало известной в России Темницы Господа, где Спаситель провел последнюю ночь перед распятием. Все они выполнены из иерусалимского мрамора, специально доставленного со Святой Земли в Москву. Внутри каждой – свитки с именами благотворителей, всего 650 тысяч человек!
Строили всем миром
И все же нижний храм – только прелюдия. Хотя формирование убранства верхней церкви еще не завершено, здесь все уже потрясает, оглушает и ослепляет блеском византийской мозаики. Площадь мозаичного полотна превысила 2,5 тыс. кв.м – это пятый показатель в мире и второй в России, после петербургского собора Спаса-на-Крови.
– Если Спас-на-Крови при императорском финансировании восемь лет строили и потом еще двенадцать лет украшали мозаикой, пятилетний срок на все работы в Покровском храме – поистине современное Чудо Божие,
– считает архимандрит Мелхиседек. – Деньги собирали в прямом смысле всем миром. А высокая интенсивность мозаичных работ привела к необходимости создать собственную мастерскую «Покров». И вот уже по этой программе у нас трудятся несколько десятков москвичей…
– Долго не получались лики святых, – вспоминает главный инженер храма Олег Еремеев. – Попробовали на этом ответственном участке художника из местных жителей Елену Ковальскую. И… изумились: перед нами готовый мастер! Теперь Елена – мозаичист мастерской «Покров», специализирующийся на ликах. Ну, а самые важные элементы, конечно, выполняли профи высшей категории под руководством Алексея Мальцева.
Камертоном всей мозаичной композиции стал образ Христа Вседержителя в конхе алтарной апсиды Преображенского собора в сицилийском Чефалу (1148 г.). Несмотря на то, что ныне это величайшее из подобных изображений в мире (его площадь достигает семидесяти кв.м.), образ Спасителя не доминирует, не властвует. Он благословляет каждого входящего в храм и… словно приглашает к себе – в Царство Небесное.
Дмитрий АНОХИН
Фото В. ХОДАКОВА
Вифлеемская звезда
Точная копия престола Вифлеемской звезды представляет собой нишу, символизирующую пещеру Рождества Младенца Иисуса Христа. В её основании находится перламутровое изображение иконы Рождества Господа в обрамлении серебряной звезды из 14 лучей. На звезде вокруг иконы написано «Яко Отроча родися нам».
Водонос из Каны Галилейской
Сосуд типичных для евангельских времен формы и размера вытесан из иерусалимского камня. При венчаниях в Михаило-Архангельском храме сложился благочестивый обычай помещать в него освящаемое вино.
Голгофа
Возведение копии Голгофского Креста осуществлено по уникальным чертежам с точным следованием оригиналу из Иерусалимского храма Гроба Господня. В обрамлении серебряной звезды с чеканным изображением страстей Господних положена частица привезенного из Иерусалима Голгофского камня.
Камень Помазания
Элементы точной копии Камня помазания были привезены из Иерусалима. Камень Помазания обильно поливают благоухающим маслом, также доставленным из Святого Града. По периметру Камня Помазания высечены слова тропаря по-славянски: «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и благоуханиями во гробе нове покрыв положи…» в точном соответствии с оригиналом, находящимся в Храме Гроба Господня.
Гроб Господень
В богослужебном смысле представляет собой часовню, состоящую из Ложа Гроба Господня и и придела Ангела. В приделе установлен постамент в виде чаши с копией камня, по преданию, отваленного Ангелом от Гроба Господня. Ложе выполнено из материала, в точности повторяющего оригинал.
Колонна схождения Благодатного огня
Точная копия мраморной колонны у дверей Храма Гроба Господня, рассеченной Благодатным огнем в 1579 г., когда армяне подкупили султана Мурата Правдивого, и православных не пустили в Храм. Во главе с Патриархом Софронием IV те остались молиться у дверей. Несмотря на долгие молитвы армян, Огонь не сходил. Огненный луч ударил в колонну рядом с Патриархом Софронием и зажег его свечи.
Темница Господа Иисуса Христа
Представляет собой точную копию воссозданного в Иерусалиме помещения, где Спаситель провел последнюю ночь перед распятием. Иногда используется причтом Михаило-Архангельского храма как исповедальня.
Гробница Богородицы
Точная копия Гробницы Пресвятой Богородицы выполнена из белого известняка, копирующего гефсиманский оригинал.