ЗА КУЛИСАМИ ТОРЖЕСТВЕННОГО АКТА

0

Журналист «ПМ» — о впечатлениях от праздничного концерта, полученных на сцене Большого Кремлевского дворца

Сегодня, 1 февраля, исполняется десять лет со дня восшествия Святейшего Патриарха Кирилла на московскую первосвятительскую кафедру. А вчера в Кремле состоялись большие торжества, в самой гуще которых в роли баса сводного хора певчих Московской (городской) епархии оказался шеф-редактор «ПМ» Дмитрий Анохин. Обычно подобные события — не поле для творческих экспериментов, но на сей раз их оказалось предостаточно. О «кухне» подготовки выступления хорового коллектива из семи с лишним сотен певчих и о том, что осталось за кулисами одной из главных сцен страны — в репортаже нашего журналиста.

Дмитрий Анохин

Тринадцатое января, 18 суток до концерта. По московским храмам через благочинных церковных округов разослано циркулярное письмо с просьбой выделить певчих для сводного хора. Заполняем поля с паспортными данными, вносим контактную информацию. Через некоторое время — звонок сверху: обязательны сканы паспортов, требование Кремля! Сканы так сканы. Тогда мы еще не знали, кто именно будет нас слушать в первых рядах…

Пятнадцатое января, 16 суток до концерта. Программу выступлений мужского хора оттачивает коллектив духовенства Московской (областной) епархии под руководством священника Сергия Голева. Перед репетицией отец Сергий вернулся с большого организационного совещания. Детали не рассказывает, но своим певчим настоятельно не рекомендует пропускать первую сводную репетицию в Храме Христа Спасителя. Смотрю партитуры песнопений, кое-чему удивляюсь, а местами — очень сильно. Преподаватель Школы духовного пения при университетском храме св. Мц. Татианы Сергей Маркелов сделал хоровое сопровождение (без инструментального аккомпанемента) к песне Тихона Хренникова — Михаила Матусовского «Московские окна». Сам отец Сергий пошел еще дальше: предпринял аналогичные шаги в отношении романса Рахманинова «Здесь хорошо», всем известной «Родины» Серафима Туликова и основательно подзабытой песни Исаака Дунаевского «Домой». Впечатление необычные.

Двадцать второе января, 9 суток до концерта. Большинство коллективов-участников, и наш сводный хор в том числе, собирается на  первую общую репетицию в Храме Христа Спасителя. Детский состав занимается со своей программой в Зале церковных соборов, взрослые занимают Сергиевский зал. Разбираем партитуру кантаты «Утверди Боже» для двух хоров, квартета солистов, диаконского двоеголосия и колокольного звона, специально написанной московским композитором Андреем Микитой для предстоящего торжества. За спинами впереди стоящих певчих почти ничего не видно. Дирижер — известный московский музыкант — немного нервничает, пытаясь уловить ритмическую сетку произведения. Получается не очень, определенное напряжение передается хористам. Идем в Зал церковных соборов, там дирижеру помогает композитор. Дело идет на лад, но далеко не сразу…

Тридцатое января, 25 часов до концерта. На генеральную репетицию в Кремле педагоги-руководители привезли одиннадцать детских коллективов, сводным хором которых предстоит управлять регенту храма прп. Сергия Радонежского в Солнцеве Варваре Волковой. Географии охвата позавидует иной светский детско-юношеский фестиваль! Здесь знаменитая конаковская Хоровая школа мальчиков и юношей, объединенный красногорский Ушаковский хор мальчиков и старший хор девочек Успенского храма, астраханский хор «Воскресение», элистинская «Радость» из воскресной школы Казанского кафедрального собора… В рабочем плане в кулисах это назовут сводным детским хором Русской Православной Церкви, и его прекрасный дебют внесет весомый вклад в успех всего мероприятия. А пока детки очень долго размещаются на станках, привыкают к не всем знакомому регентскому жесту, проходят песнопение «Мати Божия» Павла Чеснокова… «Если кому-то вдруг стало плохо, не стоит дожидаться, пока вас унесут, — назидательно обращается к задним рядам юных певчих Варвара Андреевна. — Надо спокойно отойти и сесть… Но только не всем, не всем сразу!!!» После такого краткого вразумления сомнений не осталось: этот регент умеет держать хор в узде!

Тридцать первое января, 6 часов до концерта. В припаркованном возле Манежа джипе нам раздали артистические пропуска. Проверка документов и содержимого порт-пледов в Кутафьей башни, не менее строгая процедура на служебном входе в здание дворца. Сержант «девятки» при полном параде отдает честь при проходе на сцену к началу прогона. Наконец-то собрались все солисты, среди которых выделяется звезда проекта «Голос» Сергей Волчков.

Тридцать первое января, начало концерта. Пока перед аудиторией выступает глава государства, все хоры выстраиваются в обеих кулисах. Когда с первосвятительским словом обращается Святейший Патриарх, за закрытым занавесом быстро занимаем места на сцене. Сколько же тут певчих! В сводном детском хоре не менее трех сотен, в сводном мужском, куда подтянулись коллективы Санкт-Петербургской митрополии, Троице-Сергиевой лавры и Московской духовной академии, Данилова и Ново-Иерусалимского ставропигиальных монастырей — не меньше сотни, в нашем сводном епархиальном — явно за три сотни… Могу что-то запамятовать, но, по-моему, в Большом Кремлевском дворце такой колоссальный хор не выступал еще ни разу.

Тридцать первое января, окончание речи Святейшего Патриарха. Предстоятель много говорил о вызовах самой сути человеческого общества, которые формируются сегодня адептами новомодных футуристических течений — например, идеологами трансгуманизма, считающими возможным апгрейд самой человеческой природы. О, а  тут у нас на станках собственный апгрейд: три разновозрастные девушки-певчие никак не могут выключить свои телефоны, без конца фотографируют друг друга и постят снимки в Instagram. У одной из них телефон звонит, когда открывается занавес. Как же некрасиво!

Тридцать первое января, антракт. Перерыв незапланированный: президенту Путину срочно понадобилось отлучиться по государственным делам, поэтому занавес закрыли. Ура: опасения по акустической части напрасны. Команда великолепного звукорежиссера Марии Соболевой сработала виртуозно, стихира «Днесь благодать», а также сочинения «С нами Бог» протоиерея Василия Зиновьева и «Хвалите имя Господне» Сергея Рахманинова прозвучали отменно. Прекрасно сопровождает видеоряд на огромном плазменном панно написанный иеромонахом Алексием (Куклевым) текст, подготовленный для ведущих народных артистов России Дмитрия Певцова и Ольги Дроздовой.

Тридцать первое января, окончание концерта. Исполнение кантаты Андрея Микиты всеми хорами стало кульминацией вечера. Наши руководители молодцы: вовремя осознали, что за дирижерским пультом нужна замена. В результате произведением с блеском продирижировал художественный руководитель Московского Синодального хора заслуженный артист России Алексей Пузаков; два других регента помогали ему, тактируя сильные доли в левой и правой частых сцены (из-за гигантской длины и глубины станков жест главного дирижера был заметен отнюдь не всем хористам). Святейший Патриарх Кирилл, поднявшись в эпилоге не сцену, конечно, не мог не поблагодарить всех музыкантов. Когда занавес закрылся, на станках тоже раздалась овация (только в зале ее вряд ли кто-то услышал). Это было наше «спасибо» священнику Сергию, Алексею Александровичу и Варваре Андреевне.

В гардеробе я вдруг осознал: мое первое появление на этой сцене было ровно 32 года назад. Торжественным концертом тогда заканчивался очередной Всесоюзный съезд ВЦСПС, и сводный хор исполнял песню про «наши победы, свершения — это земли ускорение». То, что сегодня здесь звучали совсем иные слова и стихотворные строчки — зримый результат пути, пройденного обществом и Церковью за эти годы. Внушительный отрезок в котором приходится на патриаршество нынешнего Предстоятеля нашей Церкви…

Дмитрий Анохин, второй бас праздничного хора Знаменского храма в Переяславской слободе
Фото пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси

КОММЕНТАРИЙ

Алексей Пузаков, главный дирижер Московского Синодального хора, заместитель председателя Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения:
ЭТО БЕСПРЕЦЕДЕНТНОЕ ДОСТИЖЕНИЕ

— На торжественном приеме ко мне подходили очень многие слушатели, благодарили за пение. Светской аудитории понравилось все без исключения. В церковной аудитории оценки в целом оказались немного сдержаннее, но каждый из собеседников признал выступление весьма успешным. Подготовка концерта в рамках масштабного церковного торжества силами такого коллектива — событие беспрецедентное. Мы шли на определенный риск, и я рад, что организаторы поддержали инициативу Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения. Благодаря достойному труду регентов, солистов и хористов нам удалось продемонстрировать: церковные хоры обладают серьезным духовным и творческим потенциалом. Быть может, иногда ощущался любительский, в чем-то даже самодеятельный подход, но результат превзошел ожидания. Поэтому у нашей деятельности, на мой взгляд, хорошие перспективы и серьезный задел на будущее!

Поделиться

Комментирование закрыто