ЗАЧЕМ ЦАРИ НОЧЬЮ В ТЕМНИЦУ СПУСКАЛИСЬ

0

Пасха в Москве глазами чужеземных странников в XVI–XVIII веках 

О праздновании Пасхи в старинной Московии до нас дошло не так уж много текстов, записанных иностранными путешественниками. Зато они как зеркало отражают настроение автора: один высокомерен, другой удивлен, третий смотрит на праздник как этнограф. Больше всего чужестранцев занимает даже не сама Пасха, а строгое воздержание русских во время Великого поста – это для выходцев с Запада действительно в диковинку. Собственно же пасхальные обычаи во многих описаниях сводятся к трем особенностям: целование на праздник, пасхальные яйца и колокольный звон. 

Михалон Литвин. О нравах татар, литовцев и москвитян, 1548–1551 гг. 

…[Москвитяне] до такой степени воздерживаются от употребления пряностей, что даже при изготовлении пасхальных яств довольствуются следующими приправами: грязноватою солью, горчицею, чесноком, луком и другими плодами собственной земли; так поступают не только простолюдины, но и вельможи, даже сам великий князь. 

Адам Олеарий. Описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию, 1634 г. 

17 апреля, в день Св. Пасхи, среди русских было большое веселье, как ввиду веселого дня Воскресения Христова, так и ввиду конца их продолжительного поста. В этот день (а также и в течение 14 дней после него) все решительно, знатные и простые люди, молодые и старые обзаводятся крашеными яйцами. На всех улицах ходят бесчисленные торговцы, продающие вареные и украшенные разными красками яйца. 

Когда они встречаются на улицах, то приветствуют друг друга поцелуем в уста. При этом один говорит: «Христос воскресе», другой отвечает: «Воистину воскресе».

И решительно никто – ни мужчина, ни женщина, ни вельможа, ни простого звания человек – не откажет другому в таком поцелуе и приветствии, равно как и в крашеном яйце. Сам великий князь раздает подобные пасхальные яйца своим знатным придворным и служителям. У него было даже обыкновение в пасхальную ночь, до прихода к заутрене, посещать тюрьмы, открывать их, давать всем заключенным (а таковых всегда бывало немало) по яйцу и овчинному полушубку со словами: «Пусть они радуются, так как Христос, умерший ради их грехов, теперь воистину воскрес». После этого он опять приказывал запирать тюрьмы и уходил в церковь. 

Английский поэт  Джон Мильтон. Московия, или Известия о Московии по открытиям английских путешественников, 1650 г. 

Во время праздников Св. Пасхи если два приятеля встретятся, то они берут друг друга за руку и один из них говорит: «Господь воскрес!», а другой отвечает: «Воистину так!», после чего они целуются – как мужчины, так и женщины.  

Георг-Адам Шлейссингер. Полное описание России, находящейся ныне под властью двух царей-соправителей – Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича, 1684 г. 

На последовавшем вслед за этими днями празднике Св. Пасхи я впервые не только увидел обоих царских величеств, но, как бывает с каждым, кто может там присутствовать, поцеловал им обоим руку, получив при этом от обоих царей по крашеному яйцу. 

Это такой у русских старый обычай. Если я получаю крашеное яйцо, то могу поцеловать даже самую знатную женщину или девушку, которая мне повстречается, прямо на улице. И при этом я должен сказать: «Христос вос хрест», что означает: «Христос восстал из мертвых». После чего она сама меня целует со словами: «Ва истин вос хрест», то есть «Он и вправду восстал из мертвых». И делают они это с особым искренним религиозным чувством. 

Немецкий путешественник и литератор Георг-Адам Шлейссингер удивлялся: «Если я получаю крашеное яйцо, то могу поцеловать даже самую знатную женщину или девушку, которая мне повстречается, прямо на улице».  

Иезуит Иржи Давид. Современное состояние Великой России, или Московии, 1686 г. 

Трижды в год цари из милосердия некоторых осужденных выпускают из тюрьмы на свободу. В первый раз к Пасхе выпускают двенадцать. В ночь перед Пасхой сам великий князь обходит все тюрьмы и целует сидящих там обвиняемых. Это же делают царские принцессы со всем двором, и тоже ночью. 

Немецкий дипломат  Иоганн Георг Кор. Дневник путешествия в Московское государство, 1698 г. 

День Светлого Христова Воскресения был отпразднован не только русскими, но, из приличия, и всеми немцами. Смотритель занимаемого нами дома прислал к нам с царскими воинами, поставленными у нас для стражи, четыре блюда: одно с хлебным, другое с коровьим маслом, третье с яйцами и четвертое с жареным гусем. 

Шведский путешественник К. Р. Берк. Путешествие в Московию, 1711 г. 

Все знакомые, видящие друг друга на Пасхальной неделе впервые, целуются, но знатные люди и те, кто намерен жить на новый манер, яиц друг другу не дают. Петр I никогда не избегал целовать солдат и матросов, встречавшихся ему в эту пору на улице. 

Английская путешественница Элизабет Джастис. Три года в Петербурге, 1734–1737 гг. 

Очень любопытны эти яйца. Я привезла с собою одно, все фигуры на котором двигались, если потянуть снизу за кисточку. Это было яйцо индейки, высосанное, выкрашенное в кремовый цвет и покрытое лаком. Яиц у них очень много: одни сделаны из воска, другие – из дерева, а третьи – настоящие, сваренные вкрутую и затем окрашенные в красный цвет. Потом перочинным ножом так соскабливают эту краску, что получается фигура нашего благословенного Спасителя на кресте или Его Вознесение на небо; это у русских получается чрезвычайно любопытно. Такими яйцами восхищаются более всего, но сохраняются они недолго. 

Павел Алеппский (архидиакон). Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Россию, 16541656 гг. 

В день Пасхи, на заре, наш Владыка Патриарх отправился в одну из церквей и совершил в ней пасхальную утреню. После канона он стал перед Царскими вратами с крестом в руке, и при нем два священника: один держал Евангелие, а другой – икону Воскресения. Все присутствовавшие стали подходить, по обычаю, и прикладывались ко кресту; прикладываясь затем к Евангелию и к иконе в руках священников, они целовали также последних в уста, причем давали им каждый красное яйцо. Так делали мальчики и взрослые мужчины. После них подходили женщины и девушки всех сословий, от высших до низших. Мы горели от стыда, когда женщины и девицы целовали священников в уста, а священники целовали их, говоря: CristoV anesth, а на их языке: «Христос воскресе», на что миряне и женщины отвечали: «Воистину воскресе», и последние в то же время целовали в уста священников безо всякого стыда. Видя это, мы сильно изумлялись, в особенности греки, бывшие этому свидетелями; но таков обычай у московитов. Священники набрали множество красных яиц, ибо ни один человек из их паствы, ни даже из детей, не преминул дать яйцо. Здесь также соблюдается обычай, что во время обедни на Пасхе приносят из дому блюда с хлебом, маслом и сыром в церковь, для того чтобы священник прочел над ними положенную молитву, после чего он берет себе половину, называемую пасхальным приношением. Другой обычай, о котором мы раньше упоминали, состоит в том, что, начиная с этого дня до Вознесения, всякий при встрече со своим другом целует его в уста, говоря: CristoV anesth.  

«На Пасху, что ни есть там народу, старые и молодые, все дают попам в это священное время по яйцу и звонят себе сколько душе угодно в церковные колокола, которых там многие тысячи: это считается у них за особенное богослужение». 

Стефан Гейс (Гизен). Из описания путешествия в Москву посла римского императора Николая Варкоча, 1593 г. 

На этой неделе никто не путешествует и никуда не ездит, но все занимаются в своих домах едой и питьем и предаются безмятежному покою и посещению церковных служб. Начиная с воскресенья до конца недели священники в фелонях, с хоругвями и с крестом в руках, в сопровождении своих товарищей или учеников (под этим именем разумеются остальные члены причта), которые несут икону Воскресения, храмовую икону и Евангелие, обходят своих прихожан, поя «Христос воскресе». Войдя в дом, священник читает Евангелие на Пасху и произносит ектению, в коей поминает имена всех обитателей дома, затем говорит многолетие царю и Патриарху и заключает службу, троекратно повторяя «Христос воскресе». Ему дают денег и провожают до дверей, а потом все предаются чрезвычайной радости и веселью. Когда процессия проходит мимо церкви, мальчики этого прихода звонят в колокола, ибо удовольствие и занятие мальчиков на этой неделе – звонить беспрестанно в колокола.  

Царь в день праздника Пасхи, рано поутру, по своему обыкновению, после того как раздал государственным вельможам красные яйца в церкви, подозвал после них греческих чужеземцев, здесь находящихся, и дал каждому по два яйца. Всякий, кто получает в этот день из рук царя яйцо, обыкновенно хранит его у себя в доме как благословение – об этом мы раньше говорили. Оделив их яйцами, царь подозвал их поближе и сказал им: «Хотите ли и желаете ли, чтобы я освободил и избавил вас от неволи?» Они поклонились ему и отвечали: «Как нам не хотеть этого?» и выразили ему подобающие благожелания. Он продолжал: «Когда вернетесь в свою страну, просите своих архиереев, священников и монахов молиться за меня и просить Бога, ибо по их молитвам мой меч сможет рассечь выю моих врагов». Потом, проливая обильные слезы, он сказал вельможам своего царства: «Мое сердце сокрушается о порабощении этих бедных людей, которые находятся во власти врагов веры».  

Августин Мейерберг. Путешествие в Московию, 1662 г. 

Правда, что в Неделю Пасхи все без разбору, как знатные… так и простой народ обоего пола, так славно веселят свой дух, что подумаешь, не с ума ли сошли они. Потому что все ничего не делают: лавки и мастерские на запоре; кабаки и харчевни настежь; в судебных местах тишина; в воздухе раздаются буйные крики; при встрече друг с другом где-нибудь в первый раз, если это люди знакомые, то говорят один другому: «Христос воскресе!» Другой отвечает: «Воистину воскресе!» – и потом, придвигая лицо к лицу, целуют друг друга (многие сначала подают один другому яйца, или вареное вгустую, или деревянное, снаружи раскрашенные разными красками). 

Корнелий де Бруин. Путешествие через Московию в Персию, 1703 г. 

Встречаясь, русские дарят друг друга пасхальными яйцами, что продолжается и в течение четырнадцати следующих дней. Обычай этот одинаково соблюдается знатными и простолюдинами, старыми и малыми, которые взаимно одаряют один другого яйцами, для чего постоянно носят их при себе. На улицах и путях видите лавки с крашеными и вареными яйцами. Наиболее употребительный цвет, в который окрашивают эти яйца, – цвет голубой сливы, но есть и зеленые, даже белые, весьма хорошо окрашенные краской, наконец, есть и расписанные очень искусно яйца, стоящие от двух до трех риксдалеров каждое. На многих делается надпись: «Христос воскресе!» Знатные люди запасают множество таких крашеных яиц, которые раздают посещающим их на праздниках… Прислуга также не пропускает случая и приносит такое яйцо в покои своим хозяевам, за что и получает от этих последних подарок, называемый «праздничное», или «праздник». Мне также принесли двенадцать или четырнадцать таких яиц, весьма чисто окрашенных женщинами. В старину такие взаимные одарения пасхальными яйцами считались делом важным, но с некоторого времени это очень изменилось, как и все остальное. Впрочем, русские вельможи и иноземные купцы поздравляют еще пасхальными яйцами ныне царствующего государя и получают взамен подобные яйца из его собственных рук; но вообще это уже теперь как-то не в большом употреблении. 

Педер фон Хавен. Путешествие в Россию, 1736 г. 

Приблизительно на середину апреля месяца пришлась Пасха, которую русские празднуют целых восемь дней. На этом празднике для иноземца примечательны прежде всего три вещи. Первая – пасхальные яйца, которые люди обоего пола во время этого праздника предлагают друг другу при первой встрече с такими словами: «Христос воскрес». Затем они целуются, и от этого не может уклониться никто, даже самый наизнатнейший. Однако подобные поздравления приносятся непременно с почтительностью, без тени легкомыслия. Повсюду можно купить всевозможные крашеные и украшенные яйца, даже по одному и по нескольку дукатов за штуку.  

Другое, что можно вспомнить о праздновании этой Пасхи, – колокольный звон. Ибо среди простонародья тот, кто в эти святые пасхальные дни не позвонил в колокол, считается вовсе никудышным. А потому постоянно видишь, как на колокольню толпами протискиваются люди, дают стоящему у нее духовному лицу половину или четверть копейки – денежку или полушку – за то, чтобы несколько раз ударить в один из колоколов, за каждый из которых есть своя цена и плата. И поэтому на протяжении всего пасхального празднества стоит неумолчный трезвон. 

Третье, что надобно отметить на этом празднике, – некие своего рода большие машины, стоящие в городах на самых больших рыночных площадях. Эти машины взяты в аренду определенными людьми. И все пасхальные праздники напролет простые люди обоего пола теснятся там, чтобы за установленную малую плату покружиться на этой машине. Она имеет четыре руки, или крыла, и в каждом крыле сиденье, на которое могут усесться пять-шесть человек. Они поднимаются в воздух более чем на 24 локтя и вращаются быстро, как ветряная мельница. Это, как и некоторые другие развлечения, зрителям кажется поэтому очень опасным. Русские учителя толкуют эти быстрые спуски и подъемы как символ Воскресения Христа. Когда видишь такое впервые, то кажется, будто сиденья висят на самых концах крыльев ветряной мельницы. 

Иностранных путешественников перечитывал Иван Дмитров
Опубликовано: № 6 — 7 (643 — 644) апрель, 2018 г.

Поделиться

Комментирование закрыто