АПОСТОЛ?.. ЕВАНГЕЛИЕ!

0

Вначале было… Евангелие, а не Апостол!
Уникальные старопечатные книги на выставке в Музее им. Андрея Рублева

Сегодня, 5 декабря, исполняется 421 год со дня кончины русского первопечатника Ивана Федорова – выпускника Краковского университета, диакона Русской Церкви, эрудированного и разносторонне одаренного человека, но главное – приобщившего страну и землю нашу к неотъемлемой составной части цивилизации, которой к середине XVI века стало книгопечатание. К 450-летию первой датированной отечественной книги приурочена открывшаяся в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. прп. Андрея Рублева выставка «Совершися книга сия».

IMG_1330

«Среднешрифтное» Евангелие (1558-1559г.г., Анонимная типография)

Ее организаторы вынесли в название стандартную формулу из послесловия первых русских печатных книг. «Дело в том, что до второй половины XVII века продукция наших типографий не имела титульных листов, – объясняет завсектором рукописной и старопечатной книги канд. филолог. н. Лариса Алехина. – Поэтому все выходные данные сообщались в послесловии. Оно начиналось со стандартного упоминания об архиерейском благословении на издание и об имени царствовавшей в тот момент особы. А дальше сообщалось, когда началась работа над книгой и когда та «совершися».

По нескольким десяткам демонстрируемых памятников (подавляющее большинство из них – из фондов самого Музея им. Рублева) прекрасно прослеживается вся история печатания богослужебных и духовных книг на Руси. Острожская Библия (1581г.) – впервые полностью изданная русским печатником Библия и «лебединая песня» Федорова — стала его настоящим подвигом. Для 628 листов этой книги автор специально изготовил мелкие кириллический и греческий шрифты. При работе над ней он внимательно изучал список Геннадиевской Библии, работал с древнейшими текстами Писания Септуагинтой и Вульгатой, а в инициалах (больших иллюстрированных заглавных буквах каждой главы) использовал наработки своего коллеги Франциска Скорины – но значительно усовершенствовал и развил их. Евангелие одного из преемников Федорова на Московском печатном дворе Онисима Радишевского (1606г.) знаменито своим причудливым орнаментом. Увы, больше тот никогда не повторится в наших книгах: очевидно, все рамки с гравюрами по дереву погибли во время Смуты 1612г.

IMG_1331

Первая напечатанная в Москве книга — «узкошрифтное» Евангелие (1553-1554г.г., Анонимная типография).

Первое московское Евангелие, выпущенное после освобождения Руси от интервентов – работа царского иконописца Прокопия Чирина и известного гравера Кондратия Иванова – датируется 1627 годом. «Потом их гравюры будут использоваться в типографии Печатного двора еще четыре десятка лет, – замечает Алехина. – Видите, к 1633 году, когда выходило очередное издание Евангелия, одна из досок треснула – это хорошо заметно на иллюстрации? А в 1648 году Евангелие напечатали уже гораздо более мелким шрифтом – не на половине, а на четверти типографского листа (для келейного чтения), но гравюры использовали по-прежнему ивановские. Кстати, в конце XIX века старообрядцы сделали из этой книги (она была им важна как дониконовская) напрестольное Евангелие, нарастив и наклеив листы до привычного формата».  Вторая половина XVII столетия – время никоновской справы. Печатники этого периода все больше внимания уделяют книжным заставкам. Здесь появляются кресты (своеобразный опознавательный знак того, что текст откорректирован справщиками), а сюжетный средник уже набирается автономно. Это дает возможность варьировать его содержание (те или иные иконы, изображения различных святых) в привязке к конкретному разделу. В это же время, в 1663 году, в Москве повторяют издание Острожской Библии – по определению Московского Собора 1660 г., «неизменно, кроме орфографии и некиих вмале имен и речений нужднейших, явственых погрешений». Для нее новый шрифт разрабатывает печатник Иван Попов, и в историю она входит как Первопечатная московская Библия.

Дальше приходит барокко – и вот уже в орнаментике постепенно верх берет рог изобилия. Ярчайший пример этой эпохи книгопечатания – выставленный экземпляр так называемой рифмотворной (т.е. положенной на вирши) Псалтири Симеона Полоцкого. «Изданная в Московском Кремле книга включает типографское новшество – изображающую царя Давида гравюру на меди. Для ее изготовления приглашали опять же лучших мастеров своего времени: рисовал иконописец Оружейной Палаты Симон Ушаков, резал Афанасий Трухменский, – комментирует Лариса Алехина. – Видно, что заставки сделаны еще в технике резьбы по дереву, но от обратной перспективы авторы уже перешли к прямой, а в изображении святых используют манеру живоподобия».

В книгопечатании офорт (гравюра на металле) достигает расцвета к середине XVIII столетия. Это замечательным образом демонстрирует

второе издание так называемой Елизаветинской Библии (1756г.) — повторенное через пять лет после петербургской «премьеры», украшенное 49 гравированными сюжетными заставками по меди и снабженное большим предисловием о справе этой книги (кстати, именно текст этого издания с незначительными позднейшими исправлениями Церковь и теперь использует за богослужением). Чуть ранее, но в ту же историческую эпоху, зарождается литература, которую сейчас принято называть духовно-просветительской. Один из ранних памятников этого ряда – первое русское издание Симфонии на Псалтирь (алфавитного указателя стихов и слов), составленной известным дипломатом и поэтом Антиохом Кантемиром в 1727г.

IMG_1336

«Среднешрифтное» Евангелие (1558-1559г.г., Анонимная типография)

Но то были еще первые ростки духовной библиографии. Пика она достигнет уже в следующем веке: появятся толкования на евангельские тексты, выполненный силами Российского библейского общества русский перевод Ветхого и Нового Завета, комментарии и пояснения к отдельным текстам Священного Писания… В начале же всей этой истории был федоровский Апостол 1564 года. Или… нет? Почему в соседних витринах – датированные 1553-1554 и 1558-1559 годами Евангелия, изданные, как утверждает сопроводительная информация, в Москве?!

Когда в прошлом веке началось систематическое обследование и описание всех книжных памятников русского Средневековья, были обнаружены несколько изданий без выходных данных, — объясняет Лариса Алехина. – Их условно отнесли к «Анонимной типографии». По стилю исполнения очевидно: это не западнославянские, а именно московские книги. Уже в последние, постсоветские, десятилетия, с использованием новейших научных достижений и по результатам анализа типографской филиграни (бумажных знаков), удалось окончательно уточнить датировку этих Евангелий. По более раннему, изданному за 10 лет до Апостола и получившему название «узкошрифтного», заметно, как еще идет поиск: напоминающие рукописный полуустав буквы напечатаны с небольшим наклоном. Второе, «среднешрифтное», гораздо ближе к Апостолу. Хотя печаталось оно по не отработанной до конца технологии.

Все знаки сначала наносились черной краской, потом те, что замысливались красным цветом, стирались, их контуры от руки обводились, и по ним заново шла уже «красная» печать.

Изложенную версию – уже общепринятую в историографии отечественного книгопечатания – подтверждает ни много ни мало и сам Иван Федоров, написавший в послесловии к своему Апостолу буквально следующее: «...по повелению благочестивого царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси и по благословению преосвященного Макария митрополита, начали изыскивать мастерство печатных книг в год 1553…» Более того, специалисты склоняются к мысли, что и сам русский первопечатник напрямую участвовал в подготовке тех самых «анонимных» изданий.
Так что вначале был вовсе не Апостол, а Евангелие.

Выставка работает до 21 января 2015г. Адрес: Андроньевская пл., 10

Дмитрий Анохин

Поделиться

Комментирование закрыто