Как гневается Бог?
Папа в гневе страшен. Он разорвал тетрадку сына-двоечника, затем разбил чашку и, наконец, выбросил в окно стул. Неужели так же проявляется Божий гнев? Да и правда ли он существует, если Бог есть любовь? Возможно, это средневековая выдумка – сродни сковородкам, на которых в аду жарятся грешники? «Что сие?! – пришла старушка с первого этажа и потрясла ножкой от стула. – Вот прилетело». В отличие от папы, она гневалась скромнее. А потому заявила спокойно и просто: «Быть тебе в аду»…
Митрополит Серафим (Джоджуа) (Грузинская Православная Церковь): ГОСПОДЬ ЗНАЕТ МИНУТЫ, КОГДА ДАВАТЬ СКОРБЬ И РАДОСТЬ
Только после того как человек осознал свои грехи, он поймет, что есть милость Божия. Если же не ощущается тяжесть собственных грехов, нет и внутреннего ожидания наказания. В противном случае человек ждет, что должен быть наказан. И… наказание минует. Так приходит глубокое ощущение и понимание Божией милости и терпения. А если наказание все же исполняется, понимаешь: Господь попускает его вынужденно. «Наказание» – не совсем точно, я бы сказал “испытание”. Наказание будет уже в будущем веке, когда изменить хоть что-то будет невозможно.
Смысл духовной жизни и спасения в том, как человек воспринимает грехи. Если легко как маленький, так и большой грех – это показатель того, что исцелиться можно только Промыслом Божиим. Господь как Творец знает те часы и минуты, когда подавать скорбь, а когда – утешение.
Протоиерей Николай Соколов, настоятель храма святителя Николая в Толмачах, кандидат богословия: БОГ НАКАЗЫВАЕТ ПО НЕИЗРЕЧЕННОЙ ЛЮБВИ
В Священном Писании мы часто встречаем, как по отношению ко Господу люди употребляют те же самые слова, которые применяют к себе, описывая проявления собственных чувств. Это называется антропоморфизмом: «Бог услышал», «Бог увидел», «Бог поскорбел», «Бог разгневался», «Бог обрадовался». Но человек – образ Божий. Конечно, когда мы говорим, что Бог озлобился или наказал нас за что-то, что он обиделся на нас, это не совсем верно. Бог есть всеобщая любовь, а любовь не может изменяться.
Наказание Божие надо принимать здесь как указание, наказ сделать для себя что-то. Это не определенное физическое действие (например, тебя наказали, лишив свободы). Божие наказание дается по Его неизреченной любви, для вразумления. А пути Божии нам неведомы.
Протоиерей Петр Перекрестов, ключарь кафедрального собора в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радости» в Сан-Франциско: У ГОСПОДА ГНЕВ ТОЛЬКО ПРАВЕДНЫЙ
У человека же он бывает и греховным, направленным на ближнего, а не на свои страсти. Человек обычно ищет виновных, и это есть искажение заложенной в нас способности гневаться. Что касается наказания: задумаемся, что значит само слово «наказ». Наказывать – значит учить. То есть через наказание Господь нас учит…
Протоиерей Сергий Дикий, настоятель храма великомученика Георгия Победоносца в Коптеве, благочинный церквей Всехсвятского округа: ЧЕЛОВЕК САМ СЕБЯ НАКАЗЫВАЕТ
Господь – любящий Отец, поэтому Он не позволяет Своим детям творить бесчинства. Когда человек совершает грех, сам теряет связь с Богом. И получается, сам себя и наказывает.
Протоиерей Георгий Крылов, настоятель храма новомучеников и исповедников Российских в Строгине: БОЖИЙ ГНЕВ БЕССТРАСТЕН
О гневе Божием неоднократно говорится в Священном Писании. Апостол Павел пишет: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию» (Рим. 12, 19). Действие Божиего гнева нередко проявлялось исторически. При этом необходимо понимать, что представления о человеческом гневе и человеческой любви неприложимы к Богу. Божественный гнев бесстрастен.
В наше демократическое время мы нередко слышим, что Бог – любящий Отец, Он не наказует, а прощает. Все эти тезисы попахивают протестантским либерализмом. Современное сознание не может воспринять истину о Боге гневающемся: как Бог может мстить, если Он есть любовь?! И вот рисуют образ, который удобен человеку, приятен ему. Однако со временем мыслящий человек рано или поздно начинает понимать, что представление о Боге надо извлекать не из собственного разума, а из Священного Писания. Бог может наказывать, может мстить, и надо бояться гнева Божия. Стяжите сначала страх Божий, а потом любовь.
Спрашивал Владимир Ходаков
Опубликовано: № 19 (656) октябрь, 2018 г.
Ты, Господи, не смущаешься, когда негодуешь, и не гневаешься, когда наказываешь. Если бы разгневался Ты, когда наказываешь, то мир не стерпел бы гнева Твоего.
Прп. Ефрем СиринОТСЛЕЖИВАТЬ СОБЫТИЯ ЛЕГКО В TELEGRAM И ВКОНТАКТЕ.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!