БОЛЬШОЙ БУНТ МАЛЕНЬКОГО ДВОРЯНИНА

0

Этому Евгению не хватало Ленского

Представляем новую рубрику! В ней мы планируем знакомить читателей с яркими современными трактовками известных классических произведений. Автор шеститомного исследования русской литературы «Записки сельского учителя» Николай Лобастов пробует взглянуть на хрестоматийные образы с православных позиций. Внимание! Такого прочтения известных литературных произведений вы не встречали!

Главная тема поэмы «Медный всадник», как и всего позднего творчества Пушкина, – Промысл Божий. После грехопадения Адама зло и страдание неизбежны и входят в замысел Божий о человеке. В поэме и царь, и народ это понимают и при виде стихийного бедствия молятся, а после – восстанавливают разрушенное. А вот обедневший (духовно?) дворянин Евгений «не тужит… о забытой старине».

О чем же думал он? О том,
(…) Что мог бы Бог ему прибавить
Ума и денег. Что ведь есть
Такие праздные ленивцы
(…) Которым жизнь куда легка!

Желание «легкой» жизни без жертвы, без напряжений, без самоотдачи, вне понимания своей роли служения и тем более роли царя приводит героя к бунту: он грозит кулаком в вышину («злобно задрожав») – и власти, и Небу. И царю, и Богу, что для автора равнозначно и взаимосвязано. Да, Петр I построил город на болоте у моря, что стоило многочисленных жертв, и до сих пор наводнения приносят бедствия. У огромной России не было выхода к морю, а без этого нации не выдержать натиска сильных врагов. Царь думал прежде всего о судьбе своего народа. Обыватель ничего этого знать не хочет, благополучно существуя в пределах мощного государства и пользуясь его возможностями.

ПРОВИДЕНИЕ ЖЕСТОКО? НЕТ, ЖЕСТОК И НЕБЛАГОДАРЕН ЧЕЛОВЕК, КАК КОГДА-ТО АДАМ, УПРЕКАВШИЙ БОГА В СВОЕМ ПАДЕНИИ. ПУШКИН ПОВТОРЯЕТ ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: «…ЕСЛИ НЕ ПОКАЕТЕСЬ, ВСЕ ТАК ЖЕ ПОГИБНЕТЕ»

Евгений перестает ощущать себя законным наследником великого богатства, не хочет разделять ответственность за него, жертвовать собой ради этого богатства, беззаветно служить его охранению и приумножению. Он изменяет своему долгу – долгу служения ближнему, нации, Богу. Герой выключает себя из участия в богочеловеческом историческом процессе. И вот ропот переходит в открытый бунт. Провидение жестоко? Нет, жесток и неблагодарен человек – как когда-то Адам, упрекавший Бога в своем падении.

Пушкин словно повторяет евангельское предупреждение: «…если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13, 3).

Евгений сам произвел себя в «маленькие люди». Это его выбор, его идеал, в котором нет места служению. В лице Всадника, носителя великой идеи служения, Евгений ненавидит Россию, ее историю, ее славу. Он не хочет задумываться и понимать, что существовать он может только внутри построенного другими сообщества. Сам он хочет только пользоваться созданными благами, не желая ничем жертвовать. Идеи служения, долга, высшей цели для него уже не существует.

Дворянство обязано служить! В этом его оправдание перед Богом, оправдание его привилегий в Отечестве, уверен Пушкин. «Служить бы рад, прислуживаться тошно!» – сказано находчивым демагогом, и в конечном счете именно отказ от служения «благородных избранников» определит дальнейшую трагическую судьбу России. Впереди маячат наследники пушкинского Евгения – ставрогины и верховенские. Но пока Пушкин поэтическим слогом призывает нацию к покаянию и служению Богу и Отечеству…

Дайджест: о чем писал поэт

Слишком много воды…

В поэме, по существу, два главных героя: молодой человек Евгений и памятник – Медный всадник. Последний символизирует Петра I, построившего Петербург, чтобы «в Европу прорубить окно».

В первой части поэмы повествуется об осенней столице, по которой спешит домой Евгений – бедный, но трудолюбивый. Думает он о своей возлюбленной Параше, которую не видел уже несколько дней. Ночью начинается страшнейшее наводнение; в городе паника и неразбериха. Евгению удается спастись, он забирается на мраморного льва и сидит там недвижимо.

Вторая часть поэмы повествует нам о результатах стихийного бедствия. Молодой человек спешит к дому любимой – и что же видит?

…Узнать не может. Вид ужасный!
<…>
Вот место, где их дом стоит…

Как только молодой человек понимает, что ни дома, ни его возлюбленной больше нет, он теряет рассудок. Покидает квартиру, живет на пристани, питается тем, что ему подадут. Так проходит время до следующей осени. В один из дождливых дней Евгений подходит к Медному всаднику – к тому, «чьей волей роковой над морем город основался». Смотрит на памятник со злобой, и вдруг ему начинает казаться, что Медный всадник, сорвавшись с места, мчится за ним. Так и не придя в себя, Евгений вскоре умирает.

Николай Лобастов
Опубликовано: № 19 (656) октябрь, 2018 г.

Поделиться

Комментирование закрыто