ЧТО БЫ ВЫ ВЫДЕЛИЛИ В НОВОМ ПРОЕКТЕ «ПОЛОЖЕНИЯ О МОНАСТЫРЯХ И МОНАШЕСТВУЮЩИХ»?

0

 Вокруг текста документа Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви «Положение о монастырях и монашествующих» развернулась живая и интересная дискуссия.
В обсуждение включились представители духовенства и монашествующих не только Русской, но и других Поместных Православных Церквей, публикуются отзывы архипастырей,  которым был направлен документ для комментариев и предложений.

Значение этого документа велико, потому что он во многом определяет, по какому пути пойдет развитие русского монашества.
Как правильно должно быть устроено монашеское житие?
Каково значение игумена как отца и наставника в духовной брани вверенной ему братии?
Должен ли игумен избираться насельниками обители или назначаться правящим архиереем с последующим утверждением Священным Синодом?
В чем состоят обязанности духовника и игуменьи в женских монастырях?
Наколько важно духовное образование для монахов и послушников?
Есть ли возможность перехода из одного монастыря в другой?
Вот далеко не полный перечень вопросов, ответы на которые могут быть найдены в процессе открытого обсуждения.
Наша газета решила внести в дискуссию свою скромную лепту.

«Что бы Вы выделили в новом проекте “Положения о монастырях и монашествующих”?»

a2b7c6c9Игумения Викторина (Перминова),
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь (г. Москва)

– Мне понравилось, что во втором и четвертом разделах (они называются «Общие положения о монашестве» и «Формы организации монашеской жизни») сделан акцент на уставный характер монашеской жизни и на важность соблюдения монастырского устава, в основание которого положены Евангельские принципы: послушание, нестяжание и целомудрие. Пункты этих разделов развивают мысль святителя Игнатия (Брянчанинова) о том, что «монашество – есть установление Божие, отнюдь не человеческое», и показывают, что монашеские правила не являются мертвой буквой. В них скрыт божественный источник жизни, который поддерживает и питает душу подвизающегося.
Также мне понравился восьмой раздел, посвященный Богослужебной жизни и духовному окормлению насельников. В пунктах этого раздела раскрыт ряд важных моментов, показывающих, насколько вся жизнь монахов литургична и как много зависит от правильного духовного руководства, которое должен осуществлять игумен, воспитывая братию в духе любви и единения.
Еще мне близко рассмотрение вопроса о молитве, как главном монашеском делании (пункт 9.4); о келейном правиле, которое подготавливает к молитве церковной и предшествует ей; о постоянстве совершения молитвенного правила, помогающего иноку сохранить бодрый и мирный дух и благодарить Господа за все.

aleksiyaИгумения Алексия (Петрова),
Владычний женский монастырь (г. Серпухов)
– «Положение о монастырях и монашествующих» было прочитано всеми сестрами монастыря, обсуждалось на собрании. Наибольшую духовную радость вызвал пункт о необходимости духовного руководства сестер самой игуменией и возможность принятия исповеди помыслов. Также понравился взвешенный, спокойный подход к социальной работе в монастырях.

nikolaya

Игумения Николая (Ильина),
Никольский Черноостровский женский монастырь (Калужская обл., г. Малоярославец)

– Меня порадовало, что духовная работа ставится на первое место. Отмечено, что игумения должна заботиться в первую очередь о духовном росте сестер, что она не просто администратор. Мы знаем такие монастыри – Рижский Троице-Сергиев женский монастырь или Пюхтицкий монастырь, где старые игумении заботились о сестрах духовно: они ей помыслы открывали, и она следила за духовным состоянием каждой сестры. И в древних монастырях так было. Эта традиция сохранилась и на Святой Горе Афон, и в женских монастырях, которые окормляет Святая Гора.
Огромная благодарность разработчикам «Положения…»: это полный документ, в котором затронуты все стороны жизни монашествующих.

arseniy

 

Игумен Арсений (Мосалев),
Подворье монастыря Оптина пустынь в Санкт-Петербурге,
главный редактор дискуссионного портала о монашестве «Монастырский вестник»

– Хотелось бы отметить не какой-то отдельный пункт, а всю проблему, вынесенную проектом «Положения о монастырях и монашествующих». На официальном сайте Межсоборного присутствия и на портале Богослов.ru в целом мы видим положительные отклики, серьезные и вдумчивые комментарии к определению основных положений иноческой жизни в монастырях в современных условиях. Сквозной линией обсуждений стало исповедание своих духовных немощей, неудовлетворенность внутренним состоянием и болезнование об этом монашеских сердец. Уже в этом чувствуется возрождение истинно духовной жизни среди иночествующих. Это, действительно, очень отрадно.
Одним из главных стал вопрос о выборности игумена, а не назначении его сверху. К сожалению, участники обсуждения ссылаются лишь на источники права монашеской жизни, забывая сложившийся исторический опыт и сегодняшнее исключительное положение только зарождающейся монашеской жизни. Так, в Оптиной пустыни были и выборные игумены, и назначенные, настоятель иногда выполнял обязанности духовника, а иногда отдавал другому, архиереи время от времени перемещали насельников и игуменов. При этом монашеская жизнь, основанная на внутреннем делании в свете правильной святоотеческой традиции, не иссякала, но развивалась.
Хотелось бы пожелать всем монашествующим, чтобы при обсуждении нового «Положения…» наш внутренний взор был обращен «вглубь себя», поскольку это путь, ведущий к Царству Небесному, которое, по слову евангелиста Луки, «внутрь вас есть» (Лк. 17, 21).

Подготовили  диакон Сергий Правдолюбов и Владимир Ходаков

Поделиться

Комментирование закрыто