ЦВЕТЫ НА ЧЕРНОМ ФОНЕ

0

Букеты последнего монаха Лавры по-прежнему радуют глаз

Уникальный вид росписи кованых металлических (жестяных) подносов зародился в подмосковном Жостове ровно 190 лет назад. Десятилетиями каждый мастер вырабатывал собственную изобразительную манеру цветочных букетов, ставших визитной карточкой этого промысла. Особое место в развитии жостовского стиля принадлежит иеродиакону Аффонию (Вишнякову). Именно под его кистью цветы обрели неповторимую красоту и естественное очарование. Сведений о трагической судьбе иеродиакона не так много. Поэт, экскурсовод музея Жостовской фабрики декоративной росписи Анна Логвинова помогла разобраться в перипетиях его жизненного и творческого пути.

С детства отец Вишнякова – Егор Филиппович – мечтал уйти в монастырь, но родители были против. Тогда он женился и, как все мужчины из рода Вишняковых, занялся производством «лакирных железных картин». Вместе с братом Леонтием держал во владении небольшую мастерскую в деревне Жостово.

zostovo (4)

Сын Александр с семи лет учился промыслу. К тому времени подносы делали уже в Жостове и в дюжине окрестных деревень. А в 21 год Александр сделал то, к чему стремился когда-то отец – ушел в монастырь. Поступив в Троице-Сергиеву лавру в качестве послушника, в 1904 году был пострижен в монашество под именем Аффоний, а в 1906 году рукоположен в сан иеродиакона. В течение многих лет отец Аффоний занимал должность заведующего книжным складом и иконной привратной лавкой. После смерти жены, Феодосии Федоровны, к нему присоединился и отец Егор Филиппович. Мечта юности исполнилась, но… ненадолго. После революции насельников из монастыря выживали, и к 1919 году в лавре никого не осталось.

zostovo (10)

Шкатулка «Вид Троице-Сергиевой Лавры 1874 г.» 1926 А. Вишняков

Отца Аффония называют последним лаврским монахом. Он был богатырского сложения, несколько косноязычен. По опубликованным в 1996 году воспоминаниям монахини Екатерины (Чичериной), иеродиакон Аффоний приютился за Трапезным храмом, «где всюду лепились в каких-то полуразвалинах жильцы с семьями, с примусами, в ужасной тесноте». Чтобы выжить, он вновь стал «расписывать по черному лаку подносы, коробочки, карандашники и даже, наконец, занялся брошечками».

zostovo (18)

Товарный знак мастерской Вишняковых

Товарный знак мастерской Вишняковых

Несмотря на то, что четверть века отец Аффоний нес духовное служение в Троице-Сергиевой лавре и был полностью оторван от жостовского промысла, технические и художественные основы мастерства он не утратил. Даже напротив! Именно в это время, после большого перерыва в творчестве, у художника появился свой узнаваемый, индивидуальный почерк. Он писал фрукты, ягоды в окружении садовых и полевых цветов, колосков хлебных злаков и пышной листвы, помещенных в корзинку или собранных вместе. Монах тщательно выстраивал композиционную структуру натюрморта, утяжелял центр за счет фруктов и одновременно облегчал его «пограничные» зоны, вводя в них ягоды и мелкие цветочки. Просветы фона между плодами, ягодками и травинками придавали изображению легкость и изящество.

zostovo (3)

Нередко иеродиакон приходил в родное Жостово – учил писать. «Селяне не понимали, что происходит, – рассказывает Анна Логвинова. – Идет раскулачивание. Потомственных производителей подносов Беляевых отправляют в Сибирь, владельцы некоторых мастерских кидают краски в болото, чтобы скрыть свой род занятий. А тем временем монах Аффоний ходит по домам, обучает расписывать подносы…»

zostovo (11)

Арестовали его в разгар сталинского террора. По приговору «тройки» при НКВД по Московской области он расстрелян 17 февраля 1938 года на Бутовском полигоне. А выполненные его рукой цветы и фрукты по-прежнему сияют из своей загадочной глубины, словно звезды в ночном небе, зовут к чему-то неведомому, к сказке.

Единственная фотография иеродиакона Аффония (Вишнякова) сохранилась в следственном деле.

Единственная фотография иеродиакона Аффония (Вишнякова) сохранилась в следственном деле.

СПРАВКА. Аффоний (Вишняков), в миру Александр Григорьевич Вишняков, родился 12 августа 1870 года в деревне Жостово Троицкой волости Московского уезда Московской губернии в семье потомственных мастеров лаковой живописи. Он был внучатым племянником основателя производства жостовских подносов в начале XIX века – Филиппа Вишнякова.

zostovo (16)

Анна Логвинова:

Пространство подноса – не плоская тарелочка. Кажется, корзинка вот-вот перевернется и фрукты посыплются с нее, но даже если они посыплются из Вселенной прямо на нас, на лицо, на лоб – все равно будет очень легко. Они невесомые. Три осы летят за корзинкой. А рядом мотылек, но он так повернут, что там, за легким крылом, раскрывается еще множество миров и вселенных.

zostovo (17)

zostovo (2)
Каждая роза своеобразна. У одной есть два лепестка, которые похожи на батон свежайшего хлеба, а в исполнении другого художника те же два лепестка напоминают крылья ангела. Художник Сергей Филиппов, когда писал розы говорил: «Сначала берется лев, потому что два лепестка розы – это щечки льва» Другой мастер – Ольга Кошкина – известна своими морскими розами. Их лепестки подобны ракушкам, в центре которых разместилось что-то вроде медузы. Перепутать розы невозможно. Новый человек – новая звездочка в звездочке. Жостовский художник, словно на канате, балансирует между нарядностью и чрезмерной блескучестью, между тем, как не обидеть традицию, а с другой стороны – прыгнуть выше головы и создать свое неповторимое изображение.

zostovo (7)

Анастасия Чернова

Поделиться

Комментирование закрыто