ГЛАС ВОПИЮЩЕГО

0

Зачем театру духовник, или «Малютка»-суперзвезда

Создатели и руководители Русского духовного театра «Глас» Никита Астахов и Татьяна Белевич рассказывают о держащемся на сцене почти три десятка лет спектакле, вспоминают будни театральных бабушек в платочках и дают рецепт лучшего увольнения нерадивого актера.

– Наступил светлый праздник Рождества. В вашем репертуаре есть спектакль, который вы ставите уже много лет, – рождественская сказка «Это сам Христос – малютка». Как родилась идея этой постановки?

Татьяна Белевич: Самым первым в нашем театре был спектакль «Светлое Воскресение», основанный на переписке Гоголя и при­уроченный к празднику Святой Пасхи. Помню, после спектакля к нам подошел известный гоголевед Антонов и сказал: «Было бы чудесно сделать подобный спектакль, но только для детей». Конечно, детский спектакль требовал другого подхода. Так у нас родилась идея рождественской сказки «Это сам Христос – малютка», основанной на библейских сюжетах. Христа человеку играть нежелательно, поэтому нашли другую форму. В спектакле детское воображение переносится в далекое прошлое. В дивном сне ребенок оказывается в Эдеме, где обитают безгрешные Адам и Ева. Старый пастух рассказывает о волхвах, которые увидели звезду на востоке и пришли в Вифлеем, чтобы поклониться Богомладенцу. Обычно спектакль идет в театре максимум пять – десять лет, а наш в репертуаре уже почти три десятка лет. Современные спектакли порой теряют свою актуальность, но эта тема вечна. И вот уже несколько поколений детей воспитываются на нашей сказке.

– Как мне известно, этот спектакль вы играли в присутствии Патриарха Алексия II…

Т.Б.: Это было грандиозное событие. Патриарх проводил рождественские елки в своей резиденции в Даниловом монастыре, и нас пригласили со спектаклем «Это сам Христос – малютка». Но прежде его посмотрел наместник обители. В итоге спектакль был показан детям в присутствии самого Патриарха. Настоящий спектакль в действующем монастыре – событие без преувеличения беспрецедентное, ведь Церковь относится к театру неоднозначно…

Спектакль «Это сам Христос – малютка»

– В связи с этим само появление русского духовного театра на рубеже ­1980–1990­­­­ х годов кажется уникальным. Ваш шаг представляется довольно рискованным, учитывая, что десятилетиями в стране насаждался атеизм. Наверное, трудно было сразу рассчитывать на привлечение широкой аудитории?

Никита Астахов: Как раз на­оборот. Зритель заинтересовался очень сильно. Потому что православные в то время как бы в окопе сидели. И как только они о нас услышали, сразу пришли. Тогда в основном приходили пожилые верующие люди. Бабушки в платочках – наш первый зритель. А уже потом, лет через 20, мы превратились чуть ли не в молодежный театр. Выросло поколение с религиозным мышлением, и теперь в нашем театре есть вот это совершенно свободное соединение молодежи и зрителей старшего возраста.

– Как бы вы определили основные задачи вашего театра?

Н.А.: Когда мы поставили первый спектакль «Святое Воскресение», в Издательский отдел Московской Патриархии нас пригласил работавший там архимандрит Иннокентий (Просвирнин), посмотрел спектакль и потом около двух часов общался с нами, говорил о значении нашего театра. А в конце напутствовал нас: «Послужите России». Мы для себя это поняли так: послужить православной России. И вот 29 лет мы этим занимаемся. Также я бы выделил дополнительный оттенок в названии театра «Глас». Это «глас вопиющего в пустыне» – наше зашифрованное послание. Одна из наших задач: стать русскими и стать православными. Это касается не только нас, работников театра, но и нашего зрителя.

– Духовник вашего театра – клирик храма Троицы Живоначальной в Серебряниках протоиерей Георгий Докукин. Как он пришел к этому послушанию?

Н.А.: Мы играли Шукшина в Театре эстрады, и отец Георгий пришел нас смотреть. Он был таким подвижником. Спектакль ему понравился, он сам проявил инициативу и познакомился с нами. Потом стал помогать нам как пастырь, верно выстраивая постановки с точки зрения христианского мировоззрения. Можно сказать, мы втроем организовали театр. Все спектакли ставим с его благословения. Советуемся с ним по разным проблемам. Порой даже кадровые вопросы с ним обсуждаем! Актеры – люди эмоциональные, бывают конфликты. Объясняю ситуацию священнику, а он говорит: «Ну конечно, увольте. Но только после поста». Пост закончился, а мы уже помирились за это время. Человек остался и работает…

Анастасия Сотникова
Опубликовано: №1­­­-­2 (638-639) январь 2018

Поделиться

Комментирование закрыто