КАК НЕБЕСНАЯ ЗАСТУПНИЦА СУЗДАЛЬЦЕВ ПРОГНАЛА

0

Уникальные новгородские иконы на выставке в Царицыне

В царицынском Хлебном доме Новгородский государственный музей-заповедник демонстрирует потрясающе емкую выставку «Похвала Заступнице». Здесь можно увидеть полторы сотни уникальных икон, берестяных грамот, покровов, плащаниц, уцелевших фрагментов утраченных фресок, объединенных общей темой – образом Божией Матери.

Великий Новгород – один из духовных центров почитания на Руси Пречистой Девы (по описи 1617 года, здесь насчитывалось 45 посвященных Богородице храмов и приделов), а главной святыней этого града исстари считался образ Божией Матери «Знамение», чудесным образом спасший Новгород во время осады суздальцами зимой 1170 года.

bitv_3

– Сама эта икона из Софийского кафедрального собора к нам не приехала. Но зато мы демонстрируем напрямую связанный с ней другой признанный шедевр древнерусского искусства – написанный в 1460 году образ «Чудо от иконы “Богоматерь Знамение”», – рассказывает координатор выставки, заведующая экскурсионно-выставочным отделом музея-заповедника «Царицыно» Ирина Коротких. – Это своеобразный политический манифест, запечатлевший реальное событие из русской истории. В 1170 году войска суздальского князя Мстислава Андреевича осадили Новгород, а лучники принялись стрелять в чудотворный образ, которым защищались оборонявшиеся. После этого икона сама собой развернулась, нападавшие ослепли и стали истреблять друг друга. Во время активного укрепления московского княжеского престола новгородцам было важно показать собственную значимость в истории Отечества, поэтому на иконе и подчеркнули: вас, суздальцев (а для новгородца конца XV века – москвичей), тоже, было время, бивали.

odigitriya

Еще один замечательный памятник новгородской иконописи XV столетия – Богоматерь Одигитрия. Это святыня из ряда так называемых софийских таблеток – именовавшихся в древности «полотенцами» двухсторонних икон из соборного храма, написанных на пролевкашенном холсте.  Во время богослужения эти иконы обычно полагали на центральный аналой. Они прослеживаются по описям XIX века, а затем исчезают. В прошлом столетии при реставрации их обнаружили за одним из старинных сундуков – но далеко не все. Как позднее оказалось, при вывозе за рубеж (скорее всего, нелегальном) некоторые таблетки разделили надвое, продублировав уже на деревянную основу. В 1987 году ныне выставляемую икону подарила Новгородскому музею Бланшетт Рокфеллер, в чьей нью-йоркской коллекции та оказалась, сменив последовательно нескольких владельцев.

bitv_3-2

Некоторые памятники на выставке экспонируются впервые. Среди них – обнаруженный всего пару лет назад в Георгиевском соборе Юрьева монастыря элемент росписи с изображением лика Богоматери, датируемый 1130 годом (эти фрески сбили при поновлении убранства еще в позапрошлом веке), и фрагмент композиции «Положение во гроб» (роспись 1380 г.) из Преображенского храма на Ковалеве, разрушенного во время Великой Отечественной войны. Сейчас эти фрески реставраторы собирают буквально по кусочкам, помещая их на титановый щит (коэффициент температурного расширения у этого металла такой же, как и у известкового раствора, поэтому основа, «гуляя» в пространстве, не разрушается заново).

Выставка в атриуме Хлебного дома открыта до 15 января 2017 года.
Проезд: ст. м. «Царицыно» или «Орехово»

Дмитрий АНОХИН

Опубликовано: №18 (607) сентябрь, 2016 г.

Поделиться

Комментирование закрыто