КАК ПОСЧИТАТЬ НЕИСЧИСЛЯЕМОЕ

0

На Рождество и на Пасху традиционно вспыхивают дебаты об истинном числе православных верующих. Вот и на этот раз в социальных сетях интенсивно комментируются данные подсчетов москвичей, пришедших на праздничную службу. Их оказалось 300 тысяч человек, то есть всего несколько процентов населения столицы.

Точность подсчета вызывает сомнения. В своем докладе на епархиальном собрании Москвы Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в декабре прошлого года говорит о 934 храмах в городе, а пресс-служба ГУВД сообщает всего о 389. Видимо, в этих 389 и считали. Как считали, неизвестно. Во всяком случае, в своем храме особых полицейских усилий в этом направлении я не замечал.

Однако получить подобный порядок величины можно безо всяких усилий. Достаточно число храмов умножить на тысячу. Разделив с учетом двух Литургий пополам, получаем по 500 человек на службе. Если верить не цифрам ГУВД, а Святейшему Патриарху, аналогичном образом получим несколько меньше миллиона человек. Но уж никак не больше! На круг выходит следующая грубая оценка: 3 – 8 % от общего населения города.

Что отсюда следует? По мнению некоторых журналистов, православные лицемерят: ни в храм не ходят, ни Богу не молятся, даже в Него не верят, а только называют себя членами Церкви. Этакие номинальные верующие, которые в любом социологическом опросе позиционируют себя православными. А вот как «отметиться» на полицейском посту в Рождество – так их нет.

Согласно старой шутке, есть правда, есть ложь, и есть статистика. Цифры в 3-5 процентов настоящих верующих давно гуляют по просторам Интернета. Почти так же давно, как и дискуссия о критериях, при помощи которых социологам этих самых настоящих подсчитывать. Если критерий – самоощущение (говоря научным языком, идентичность), все просто. Чувствует себя человек принадлежащим к какой-то социальной общности – он себя соответственно в опросе и именует. В перестроечные времена консерваторов у нас называли левыми, а либералов правыми, хотя по набору характеристик они должны были бы поменяться местами. Из политиков никто не умер (по крайней мере, от этого).

С православными, конечно, сложнее. Если взять достаточно жесткий критерий воцерковленности, предусматривающий посещение храма каждое воскресенье и все праздники, а также причащение на каждой Литургии – не наберем и процента. Посчитаем всех, кто в критической ситуации побежит в церковь свечку ставить, а не совершит на молельном коврике намаз или не откроет перечитать «Капитал» Маркса – те самые десятки процентов и получим. На упомянутом Епархиальном собрании Святейший Патриарх с иронией приводил пример священника, который при крещении заставлял всех восприемников торжественно обещать, что воспитают ребенка святым. Чем не критерий? Святой – однозначно православный. Не святой – уже нет. Так и долей процента не останется. Другое дело, что ни к статистике, ни к подлинной церковности подобные манипуляции отношения не имеют.

Ну и напоследок – еще одно интересное наблюдение из области статистики. Число активных верующих удивительно точно совпадает с вместимостью храмов в пределах Москвы. Экстраполируя этот результат, можно прогнозировать рост численности активных верующих с физическим увеличением числа храмов. Проблема в том, что активных верующих (в терминологии честных статистиков, классиков-социологов, да и учетчиков ГУВД тоже) по определению не может быть больше. Не влезут: элементарно места не хватит. Так что должна быть и Программа-200, и Программа-600, и так далее.

Конечно, выражаясь математическим языком, созидание новых храмов – необходимое, но не достаточное условие увеличения числа активных прихожан. Но потенциал пока что огромен. Ведь десятки миллионов сограждан упорно называют себя православными – несмотря на несоответствие нашим жестким критериям и заметную тесноту в храмах на Рождество и на Пасху.

Не упустить бы их!

протоиерей Михаил Дудко

Поделиться

Комментирование закрыто