КАК ХРИСТИАНАМ ОТНОСИТЬСЯ К СВОЕЙ И К ЧУЖОЙ БОЛИ, КАК ПЕРЕНОСИТЬ БОЛЕЗНИ И СТРАДАНИЯ

0
Протоиерей Сергий Махонин

Протоиерей Сергий Махонин

Протоиерей Сергий Махонин, настоятель храма в честь Сошествия Святого Духа в пос. Первомайское (Москва):
– Наши физические боли и страдания могут выковать в нас терпение. Так закаляется клинок. Настоящий булат должен пройти через определённые испытания. Но дать универсальный ответ на ваш вопрос нельзя, ведь человек переживает личные страдания так же, как и личную встречу с Богом.

Разделить эти скорби, каким-то образом помочь, попытаться почувствовать чужую боль как свою – дело христианское. А вот посоветовать буквально, как перенести боль, не совсем честно: человек должен это внутренне прочувствовать сам. В болезни человек становится либо озлобленным, либо смелым, как два разбойника на кресте рядом со Спасителем. Один перед очевидностью уходящей земной жизни смирился, понимая, что он виноват. А второй как продолжал богохульствовать, так и продолжает.

Очень многое зависит от воспитания – в том смысле, насколько в детстве человека приучали к тому, что он в мире не одинок, что он есть вершина творения Божьего, что как человек он должен стать сыном Божьим по благодати. Если человек понимает, что его личная болезнь и личная боль – данность и неизбежность, может быть, ступенька какого-то возрастания, он легко воспримет слова Спасителя «В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь, ибо я победил смерть» (Ин. 16:33).
Серафим Саровский говорил: «Чем верующий человек от неверующего отличается? Решимостью в поступке». Похожим образом, только гораздо сильнее, святые отличаются от обычных людей: взял – и последовал за Христом.

Священник Святослав Шевченко

Священник Святослав Шевченко

Священник Святослав Шевченко, настоятель храма мученицы Лукии Сиракузской (Благовещенск), главный редактор портала «Протоинфо»:

– Страдания, боль, скорбь, теснота, бытовые неустроенности – для человека как горнила, через которое драгоценный металл очищается от разных примесей. Когда у человека все хорошо, зачастую он начинает разговаривать «через губу», спесиво и с высокомерием. А как только касается скорбь, в том числе, болезнь – становится смиреннее, скромнее, добрее, милосерднее.

Почему маленькие дети очень жестоки? У них нет опыта собственной боли. Пока человек сам не испытал, он не поймет боль другого человека. А чтобы облегчить свою боль, нужно не концентрироваться на ней, а, наоборот, занять себя в работе с другими людьми. Святой апостол Павел говорит: «Доколе есть время, будем делать добро всем» (Гал. 6:10). Мы должны быть скоры на добро. Некогда думать о себе, если ты растворен в заботах о других!

Протоиерей Олег Стеняев

Протоиерей Олег Стеняев

Протоиерей Олег Стеняев, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, писатель, богослов, миссионер:
– Христианство наполняет смыслом и содержанием все происходящее в жизни. Там, где неверующий человек видит бессмысленность тяжелой ситуации, мы, христиане, считаем, что личные переживания и сама смерть имеют духовный смысл. Там, где безбожники видят небытие и мрак, мы видим жизнь и Христа. И когда сияние этой жизни для нас гаснет, мы входим в Свет Христов. С другой стороны, Господь никогда не посылает нам страдания или испытания сверх сил.

Поэтому задача человека – принять те испытания и переживания, которые ему посылаются в жизни от Бога, и посвятить свою боль страдающему Христу. И если человек получает какое-то страдание, он должен сказать себе: «Я принимаю это, как из Твоих рук. Если Ты мне послал это страдание, значит, в этом есть какой-то смысл». И мы тогда начинаем страдать вместе с Христом, проявляя послушание к Нему.

Архимандрит ВЕНЕДИКТ (ПЕНЬКОВ)

Архимандрит ВЕНЕДИКТ (ПЕНЬКОВ)

Архимандрит ВЕНЕДИКТ (ПЕНЬКОВ), наместник Введенской Оптиной пустыни:

Бога можно только любить, ведь мы сотворены по образу и подобию Божьему. Забота наша – все претерпевать с Божией помощью. Какая бы болезнь ни была тяжелая, Бог все видит и все знает. И совершает это только по любви. Ропот на Бога – самое настоящее безумие. И нетрудно сказать: «Нет, Господи, я не могу на тебя роптать, я могу тебя только любить».

Наказание за грех – смерть. Дар Божий – жизнь вечная во Христе. Жизнь вечная не может быть вне Христа. Поэтому наша задача здесь жить и облекаться во Христа. Если болезнь – значит, нам дана честь не только веровать в него, но и страдать за него. Скорби, страдания, болезни делают человека искусным. Замечено: у изучающих закон Божий людей на старости лет память сохраняется, а у остальных, бывает, отнимается. Значит, ум в сердце, а голова как трансформатор. Главное, чтобы человек всегда содержал в памяти закон Божий и молитву. Потому что закон Божий мы можем выучить и вызубрить, а исполнить его возможно только с помощью Божией. А для этого, в свою очередь, нужна молитва.

Владимир Ходаков 

Поделиться

Комментирование закрыто