Метки

КОНФЕТКИ-БАРАНОЧКИ

0

С ними проблем нет. А вот гимназистки румяные повывелись

Гимназисток и гимназистов почти не осталось по одной причине: у нас очень мало классических гимназий. В Российской империи XIX – начала XX века школы, институты и академии составляли хорошо продуманную систему. Классические гимназии и прогимназии обеспечивали студентами университеты; реальные училища, кадетские корпуса и юнкерские училища — политехнические институты и военные академии; духовные семинарии и предшествовавшие им духовные училища — духовные академии.

Такая система обеспечивала и подготовку нужных специалистов разных уровней, и ученых с действительно широким научным кругозором, подготовленных к научной деятельности благодаря общему образованию, полученному в классических гимназиях. И что немаловажно, поддерживался высокий уровень не только столичных, но и провинциальных школ.

«ОТЕЦ» СОВЕТСКОЙ АТОМНОЙ БОМБЫ АКАДЕМИК ИГОРЬ КУРЧАТОВ, ХИМИК ДМИТРИЙ МЕНДЕЛЕЕВ, ПРОФЕССОР МЕДИЦИНЫ НИКОЛАЙ СКЛИФОСОВСКИЙ И МНОГИЕ ДРУГИЕ ВЕЛИКИЕ УЧЕНЫЕ САМЫХ РАЗНЫХ ОТРАСЛЕЙ НАУКИ БЫЛИ ВЫПУСКНИКАМИ КЛАССИЧЕСКИХ ГИМНАЗИЙ

Сеть классических гимназий в нашей стране есть и сейчас. Однако речь идет лишь о нескольких десятках таких образовательных учреждениях. При этом образовательную деятельность эти школы ведут с самыми разными установками, неоднородными по качеству и методикам образования.

Отметим, что сегодня учебные заведения классического типа готовят перспективных и всесторонне развитых студентов во всех развитых странах мира. В Германии – свыше трех тысяч классических гимназий, в сравнительно небольшой Австрии – более трехсот, в Швейцарии – 170.

Итонский колледж в Великобритании. Был основан в 1440 году королём Генрихом VI. За время своего существования выпустил 20 премьер-министров

В нашей стране сегодня нет четкого определения классического образования, а представление о классической гимназии как явлении и вовсе отсутствует.

Между тем, нацпроектом «Образование» сегодня поставлена задача: выйти на новый уровень развития человеческого потенциала. Необходимо выстроить конкурентоспособную систему образования. Так почему бы не использовать в России самый эффективный инструмент подготовки будущей элиты, как это происходит в развитых странах?

Этот вопрос по инициативе Министерства просвещения РФ обсудили на Научно-просветительской конференции в православной Классической гимназии при Греко-латинском кабинете Ю. А. Шичалина (ГЛК).

Конференция «Классические гимназии – недооцененный элемент образовательной системы» состоялась 13 декабря в Москве и была посвящена проблемам классического образования, как в нашей стране, так и в мире.

Перед участниками конференции, а среди них были крупнейшие отечественные специалисты в области классического образования, педагоги и общественные деятели, имеющие многолетний опыт развития и продвижения классических гимназий в России, стояла задача дать исчерпывающее определение «классической гимназии».

Юрий Анатольевич Шичалин на Научно-просветительской конференции по проблемам классического образования в России «Классические гимназии — недооцененный элемент образовательной системы»

Один из ярких примеров такого образовательного учреждения – православная Классическая гимназия при Греко-латинском кабинете Ю. А. Шичалина в Москве. Она была основана в 1993 году при ГЛК, который, в свою очередь, в следующем году отметит свое тридцатилетие.

По мнению учредителя и директора Греко-латинского кабинета, кандидата филологических наук, доктора философских наук, профессора Юрия Шичалина, классическая гимназия – это единственное среднее образовательное заведение, которое дает полное общее образование.

— Все элементы школьной программы гимназии связаны с единой системой развития европейской цивилизации, — отмечает он.

Основу образования в этой классической гимназии составляют три блока предметов: древние и новые языки, математические и естественнонаучные дисциплины, Закон Божий. Именно три этих компонента формируют социальное, рациональное и духовное начало ученика. Хорошо сбалансированная программа гимназии позволяет ввести преподавание латыни с четвертого класса и древнегреческого языка — с пятого. Классическое образование не возможно без их изучения, считает профессор Шичалин. Владение ими позволяет ученику общаться не только со своими сверстниками, но и со своими предшественниками, читая лучшие тексты, написанные много веков назад на древних языках. Также здесь изучают английский, немецкий и французский. В 9–11 классах читается курс философии. Гимназисты знакомятся с философскими сочинениями как древних, так и новоевропейских авторов. На занятиях по риторике, литературе, греческому и латинскому языкам гимназисты осваивают правила стихосложения, позволяющие правильно читать сложные поэтические тексты на разных языках.

КЛАССИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ – ЭТО ЕДИНСТВЕННОЕ СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ, КОТОРОЕ ДАЕТ ПОЛНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Все 11 лет обучения гимназисты изучают Закон Божий, чтобы и духовное начало не оставалось беспризорным. Именно поэтому в классической гимназии, считает Юрий Шичалин, должен обязательно присутствовать православный компонент.

В нашей стране есть примеры классических школ без религиозной составляющей. Но это, по мнению, основателя Греко-латинского кабинета, скорее, упущение.

Елена Федоровна Шичалина

Согласна с ним и директор Классической гимназии при Греко-латинском кабинете Елена Шичалина:

— Для меня, как для человека верующего и воцерковленного, отсутствие Закона Божиего в учебной программе классической гимназии, несомненно, кажется недоработкой. Духовное начало – слишком важный компонент и я не знаю другого способа его восполнения. Это слишком важная сфера.

Такого же мнения придерживается директор Православной гимназии имени преподобного Сергия Радонежского в Сергиевом Посаде иеромонах Тихон (Зимин):

— Один из элементов классической гимназии – это укорененность именно в христианской традиции. Нет в мировой практике примера серьезных классических гимназий, где нет этого религиозного компонента. Воспитание души не может проходить в среде пустоты, безнравственности. Это огромная сфера. И если она не заполнена, человек не будет хорошо учиться и нормально работать. Страсти, кипящие вокруг него, будут ему мешать.

Иеромонах Тихон (Зимин)

Стоит отметить, что большинство классических гимназии в России все же являются православными. Это феномен, считает журналист Артем Сериков, занимающийся исследованием классического образования в нашей стране, связан сразу с несколькими факторами:

— Классическая гимназия зависит от сильной филологической школы. Чтобы преподавать древние языки, нужны учителя. Духовная академия как раз способна обеспечить классические гимназии преподавателями древних языков. Кроме того, так сложилось, что поддерживают классические гимназии в нашей стране, и особенно в регионах, именно институты духовного образования. В качестве примера можно привести Семеновскую православную гимназию в Нижегородской области, которую я мог бы назвать эталоном классической гимназии. Сейчас она прекрасно функционирует и хорошо развита материально. А начало ей положила обычная воскресная школа. В третьих, появление классических гимназий в наше время связано со спросом на такие образовательные учреждения со стороны родителей. Многие из них находятся в поиске не просто качественного образования для своих детей, но и нравственно здоровой среды, в которой мог бы развиваться их ребенок. И такая среда, менее конфликтная и более независимая от установок современного общества, безусловно, должна быть критерием классической гимназии. Христианская составляющая в большинстве случаев и позволяет создать более здоровую для детства среду в школе.

Можно ли в таком случае предположить, что рост числа классических гимназий в нашей стране приведет к пропорциональному увеличению православных школ? Наш собеседник, журналист Артем Сериков, считает, что — да.

Однако на современном этапе развития образования в нашей стране широкое распространение классических гимназий затруднительно, предполагает директор Классической гимназии при ГЛК Елена Шичалина:

— Опыт нашей работы, конечно, мог бы быть использован другими коллективами. Но лишь в крупных городах, где есть университеты, где есть преподаватели, которые могли бы в этом участвовать. Потому что современной подготовки  школьных учителей недостаточно для того, чтобы при их участии можно было сделать классическую гимназию.

«ЧЕЛОВЕКА В ФУТЛЯРЕ» – КАРИКАТУРУ НА ГИМНАЗИЧЕСКОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ДРЕВНИХ ЯЗЫКОВ – ТОЖЕ ПРИДУМАЛ ВЫПУСКНИК ТАГАНРОГСКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИМНАЗИИ ПИСАТЕЛЬ АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ

В Греко-латинском кабинете и гимназии при нем считают очень важным воссоздание в системе образования нашей страны вертикали классическая гимназия — университет, как это и было до революции. Ведь классической гимназией в России называлась общеобразовательная школа повышенного типа. Такая гимназия — вовсе не школа с гуманитарным уклоном, а школа, дающая усиленную подготовку по всему кругу изучаемых дисциплин. Специальная задача такого типа средней общеобразовательной школы — целенаправленная подготовка гимназистов к обучению на любых факультетах высших учебных заведений и прежде всего – университетов. Они сейчас страдают от отсутствия классических гимназий больше всего.

Ольга Валерьевна Алиева

Как отметила кандидат филологических наук, доцент Факультета гуманитарных наук НИУ «Высшая школа экономики» Ольга Алиева, на каждый древний язык в учебной программе студентам выделено всего 56 академических часов.

— Полгода мы изучаем древнегреческий язык и полгода латынь. За это время студенты осваивают эти языки на уровне 5-6 класса классической гимназии. Это не лучшим образом отражается на научной деятельности, которой должны заниматься наши студенты.

Похожая ситуация и в МГУ им. М. В. Ломоносова. Заведующий кафедрой классической филологии доктор филологических наук, профессор Алексей Солопов рассказал, что первые два года обучения на Факультете филологии в университете тратятся на прохождение ускоренного курса гимназического образования. Это снижает эффективность обучения примерно в полтора раза.

Алексей Иванович Солопов

— Необходимость классического образования была осознана еще М. В. Ломоносовым, — рассказывает профессор Солопов. — По его плану, первые годы все студенты должны были заниматься курсом классической филологии (языки, словесность). После этого студент имел право перейти один из высших факультетов. Таким образом, исключалось появление необразованных ученых в какой-либо области. Сейчас такой вариант вряд ли возможен. Но мысль верная. Человек, который занимается наукой, классическое знание получить должен. И правильнее было бы получать эти знания именно в детском возрасте.

Необходимость возрождения классических гимназий в России отмечают многие другие специалисты. При этом подчеркивается, что в нашей стране накоплен достаточный опыт для того, чтобы возрождение классических гимназий происходило именно по отечественному образцу, а не копировало западные аналоги.

Будем надеяться, что румяные гимназистки, о которых поется в известной песне, уже в ближайшем будущем вновь станут символом не только Москвы златоглавой, но и всей России.

Мария Максимова. Фото Платона Чернова

Поделиться

Комментирование закрыто