Новые традиции древнего Петропавловского храма
Мы начинаем серию материалов, посвященных подворьям Поместных Православных Церквей в нашем городе. В этом номере мы расскажем о Сербском подворье.
Знакомство
За более чем трехсотлетнюю историю Петропавловская церковь не закрывалась никогда. Сюда приходят те, кто крестил здесь своих детей и внуков, отпевал почивших близких, венчался. Для многих этот храм родной. А с тех пор, как в 2002 году он стал Cербским подворьем, среди прихожан появилось очень много сербов. Службы на престольный или национальные праздники здесь проходят в особой семейной атмосфере. Прихожане приходят со своими складными стульчиками, а за Литургией следят по книжечке или планшету.
Мое личное знакомство с подворьем Сербской Православной Церкви в Москве началось в один из воскресных дней, когда я решила отправиться туда на службу. Вышла из метро на станции «Китай-город» и несколько минут провела в ожидании транспорта.
– Не подскажете, как до храма Петра и Павла добраться? – спросила вдруг прохожая.
Выйдя на трамвайной остановке «Яузский бульвар», мы направились к храму и разговорились. Моя попутчица рассказала: в этот день должны состояться крестины ее первой внучки, а ее зять – серб.
Крестная Слава
Крестины для сербов – большое событие, на которое собирается вся семья. Но у этого православного народа не принято называть детей по святцам, как у русских. Малышам дают традиционные сербские имена – Милош, Зоран, Горан, Драган, Мирослав, Милица, Милена.
Нет у сербов и такого праздника, как День Ангела. Зато есть свои православные традиции. У каждой сербской семьи есть святой покровитель, в честь которого празднуется Крестная Слава. Отмечая этот праздник, сербы вспоминают день, когда предки в их роду впервые приняли православие. Слава наследуется по мужской линии. Если девушка выходит замуж, она отмечает Славу мужа.
Подготовка к торжеству начинается заранее. В дом приглашают священника. Он освящает воду, на которой замешивают тесто для калача. В день праздника вся семья отправляется в храм на Литургию и причащается. После окончания службы священник благословляет калач, кутью и красное вино. Совершается чин разрезания Славского калача. Одна его половина отдается священнику, а другая остается у главы семьи. Освещенные калач, кутья и вино – первые угощения, которыми потчуют пришедших на праздник гостей. Стоит отметить: Крестная Слава непременно празднуется в доме у главы семейства. И все сыновья обязательно стараются приехать к отцу, как бы далеко они ни жили.
Чудеса и святыни
Храм святых апостолов Петра и Павла у Яузских ворот – настоящая историческая жемчужина Первопрестольного града. Убранство подлинное, сохранилось с момента постройки церкви. Здесь хранятся уникальные святыни. Одна из них – почитаемый список Боголюбской иконы Божией Матери. Она была написана в XVIII веке и находилась в Москве на Соляной площади, над Варварскими воротами Китай-города. Когда в 1930-е годы сносили китайгородскую стену, прихожане принесли эту икону в храм Петра и Павла. Это чудотворный образ, перед которым множество москвичей исцелилось от чумы.
С тех пор, как здесь обосновалось Сербское подворье, появилось много образов и частиц мощей чтимых в Сербии святых. Хранится тут и образ святого Симеона Мироточивого с частицей виноградной лозы из монастыря Хиландар. Эта икона чудотворная, помогает бездетным супругам стать родителями.
– Там, где медицина бессильна, Господь проявляет свою милость и творит чудеса. Эти чудеса свершаются и в наше время, а мы являемся их свидетелями. Я знаю более десятка семей, которые, по заключению врачей, не могли иметь детей, – говорит настоятель храма епископ Моравичский Антоний. – Но по молитвам преподобного Симеона Мироточивого они стали родителями. Все это происходило на моих глазах.
Подготовила Мария Максимова
Настоятель храма святых апостолов Петра и Павла у Яузских ворот, представитель Сербской Православной Церкви при Патриархе Московском и всея Руси, епископ Моравичский Антоний:
«То, какими будут отношения между Церквами, зависит от того, как складываются отношения между иерархией, духовенством и народом. Когда появляется политическая проблема, как, например, на Украине и в Косове, молитвенная поддержка в этих регионах лишь усиливается. Мы единокровные братские народы, которые всегда друг друга поддерживали и будут поддерживать, потому что единственный способ преодоления конфликтов между народами – молитвенное единство, духовное единство Святых Божиих Церквей. И в этом единстве мы сильны и крепки настолько, насколько мы соблюдаем канонический порядок Церкви».