МОСКОВСКИЙ КИТЕЖ

0

Тридцать лет назад возобновлена приходская жизнь в вошедшем тогда же  в столичную черту селе Косино

Ежегодно 3 июля, в день празднования Моденской Косинской иконы Божией Матери, в Косине совершается торжественный крестный ход на Святое озеро.

Озер в этой живописной местности на востоке столицы три (два других – Белое и Черное – соединяются протокой), и об их происхождении до сих пор ведутся научные споры. Как гласят легенды, русские воины омывали водами Святого озера раны, полученные на Куликовом поле. Немало тайн и чудесных происшествий связано и с более хронологически близкой нам историей этих загадочных водоемов.

0HV_6217

Некогда на Святом озере обрели житийную икону Николая Чудотворца с поясным изображением святителя, со временем ставшую почитаемой. Вероятно, паломничество сюда стало массовым уже в XVII веке: на дне озера находили много серебряных копеек времен царя Михаила Федоровича и медных монет Алексея Михайловича. Широкую же известность село приобрело благодаря неоднократно бывавшему здесь Петру I. Юный самодержец посчитал Белое озеро пригодным для плавания на судах. Позднее царь передумал, и в 1692 г. главным флотским испытательным полигоном стало Плещеево озеро. Но Косино Петр I не забыл и в 1717 г. подарил Никольскому храму икону, привезенную его соратником графом Борисом Шереметевым из итальянского путешествия 1695–1697 гг. Как считается, этот образ критской иконописной школы XVII столетия был приобретен в городе Модене. В Косине икона с изображением стоящей Богородицы с младенцем Иисусом, указывающих направо, прославилась как чудотворная. Так, в 1808 году от нее исцелилась не ходившая девушка с сильной болью в ногах. Богородица во сне посоветовала той молиться перед своей иконой в Косине и искупаться в Святом озере. Выполнив это, больная выздоровела и пожертвовала на икону медную вызолоченную ризу.

kosino01

В позапрошлом столетии местные жители как один уверяли: когда на дворе спокойно, над волнами слышно, как внизу, в толщах Святого озера, раздается церковное пение. До сих пор многие москвичи считают, что в тихую погоду в воде, приглядевшись, можно увидеть блеск церковных куполов, а если очень уж повезет – даже услышать колокольный звон. По всей Руси ходят легенды о московском Китеж-граде с сомкнувшимися над куполами церкви озерными водами…

0HV_6214

Так ли, нет, но в именно в XIX веке мирную жизнь гостеприимного села нарушило наполеоновское вторжение. Никольская церковь оказалась разграблена, местные жители разорены. К счастью, нашелся человек, принявший на себя заботы по возрождению села – почетный гражданин Москвы родом из Гороховца, купец первой гильдии Дмитрий Лухманов. Благодаря ему на берегу Белого озера в 1823 году косинский храмовый комплекс существенно расширился: появилась Успенская церковь, каменная колокольня сменила деревянную, а в ее нижнем ярусе возник теплый храм во имя Николая Чудотворца. В 1839 году весь ансамбль окружили каменной оградой с пятью башнями-бойницами и двумя железными воротами.

0HV_6253

После смерти Лухманова местные крестьяне – одними из первых в Московской губернии – добились освобождения от крепостной зависимости (усадьбу и озера государство сохранило за собой). В благодарность Богу за свое освобождение по дороге от храма до Святого озера крестьяне насадили тополиную алею, а в 1861 году построили новую деревянную часовню на озере вместо обветшавшей. В следующем году Никольский храм под колокольней расширили, украсили резным вызолоченным иконостасом и настенными росписями. Священник Иоанн Цветков тогда же открыл церковно-приходскую школу.

До появления железнодорожной станции Косино покрывал сосновый бор, по которому перед праздниками почти непрерывной цепью от Рогожской заставы шли богомольцы. Миновав арку с крестом и иконой и тополиную аллею, они встречали другую арку с надписью «Святое озеро», а затем по деревянному мосту с перилами над трясиной шли до площадки посреди водоема. Там их встречала большая часовня со списками Косинской (Моденской) иконы Божией матери и образа Николая Чудотворца, парами мужских и женских купелей и иордань, где можно было набрать воды для питья. Все посещавшие Святое озеро считали долгом окунуться в его воды.

Разорение косинских храмов началось в 1920 году, когда власть изъяла оклады обеих чтимых икон. Перед Великой Отечественной войной сбросили кресты, затем закрыли храмы и изъяли сами иконы. Так бесследно исчезла икона Николая Чудотворца. Не уцелели ни постройки на Святом озере, ни тополиная аллея. В 1947 году случилось большое несчастье: поселившиеся в старинном деревянном Никольском храме сторожа так раскалили печку-времянку, что церковь загорелась, и спасти ее не удалось.

0HV_6338

В 1976 году Косинскую (Моденскую) икону местные жительницы опознали в одной из икон Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Всю войну она провела в Музее истории религий и атеизма в Казанском соборе Ленинграда, а после вернулась в Москву. Десять лет спустя на месте сгоревшего храма Николая Чудотворца была выстроена деревянная церковь в древнерусском стиле. В 1993 г. ее освятили в честь неоднократно бывавшего в Косине Патриарха Тихона – любящего, сострадательного, твердого в вере Предстоятеля Русской Церкви. В декабре 1999 года освящена построенная близ Успенской церкви водосвятная часовня во имя свт. Филарета, митрополита Московского. Рядом девять лет назад выстроена еще одна часовня в честь новомучеников – подвижников косинских храмов Евгения (Васильева), Алексия (Смирнова), Иоанна (Смирнова), Николая Гусева.

Дарья Акулова


DCIM100MEDIADJI_0125.JPG

Легенда Косино

«На том месте, где теперь озеро, в давнее время была среди лесов церковь, посвященная Божией Матери. Она была устроена поселившимся тут старцем-священником, ушедшим из одного города, разоренного междоусобной войной удельных князей. Уединение с подвижником разделил пустынник Букал, помогавший священнику в совершении службы. Впоследствии Букал поселился на месте нынешнего Московского Кремля, где в то время был дремучий бор, среди которого он и жил, по временам навещая своего друга, косинского пустынника. Однажды во время сна было ему видение, что на том месте, где теперь сосновый бор, возникнет город Москва, который понесет много испытаний от нашествия врагов и от пожаров. Град сей прославится и будет выше всех городов русских. Долго размышлял Букал и в таких мыслях пошел в Косино, и поведал о своем видении старцу-священнику.

Тогда они оба вошли в церковь и со слезами молили Бога и его Пречистую Матерь за православный народ русский и за будущий град – Москву. Священник начал совершать Божественную литургию, во время херувимской песни над ним явилась Божия Матерь, и церковь медленно стала опускаться в землю, из-под которой выступила вода, и образовалось озеро, которое слывет теперь в народе Святым, возлюбленным самою Божией Матерью. Пустынник же Букал, бывший свидетель сего дивного события, при начале опускания церкви и всей этой части земли вниз, отошел в сторону на более твердую почву. Когда же церковь и окружавшая оную местность земля совершенно погрузилась, и на этом месте образовалось озеро, он отправился в свой дремучий бор, на месте которого впоследствии действительно возник достопримечательный златоглавый Московский Кремль. Позже на этом озере, по преданию, явилась икона святителя Николая, во имя которого и был устроен первый в Косине храм».

Священник Иоанн Цветков, служивший в Косинской церкви в середине XIX века.

Протоиерей Димитрий Бабьев,
настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в Косино

В Россию икона Божией Матери Касинской (Моденской) была привезена графом Борисом Петровичем Шереметьевым из города Модена (север Италии). Затем она была подарена Петром I нашему приходу в знак признательности за гостеприимство. От образа Божией Матери стали изливаться многочисленные чудеса. Люди замечали: особенно образ Божией Матери помогает тем супружеским парам, у которых нет детей. Записи об исцелениях сохранились.
И мы ведем тщательный список чудес,  которые Матерь Божия являет людям, желающим обрести радость воспитания чад. У нас собрано уже несколько десятков таких чудесных случаев. Этот праздник объединяет не только наших прихожан, но и множество паломников, приезжающих со всей России.

Таисия Викторовна Старостина,
председатель приходского совета с 1990 г. по н.в.

Из музея имени прп. Андрея Рублева икону вернули 2 июля 1991 года. На следующий день в храме служил Патриарх Алексий II, а владыка Арсений ходил на озеро крестным ходом и освящал воду. Потом почти каждой год приезжал к нам на праздник. В этом году Литургию и освящение воды совершил епископ Воскресенский Савва.
Традиция освящать воду в озере была и до революции, но тогда все происходило иначе: в озеро выдавался двухсотметровый помост, заканчивался он площадкой, на которой была часовня, иордань и пять купален. Воду освящали в этой иордани, а потом уже народ в купальнях погружался.

Прихожанка Мария, 82 лет

Я живу здесь много лет. Когда храм открыли, стала в него ходить. Сейчас уже трудно часто бывать на богослужениях, но на праздник всегда стараюсь прийти. Мы всегда знали, что озеро святое, вода в нем необыкновенная. Еще в детстве мы всегда купались в нем, хотя тогдашние местные власти чинили этому препятствия: разбрасывали осколки люминесцентных лам, а потом говорили, что купаться опасно – время такое было. Слава Богу, что теперь все изменилось.

Поделиться

Комментирование закрыто